Основные подходы к анализу культуры
Существует множество подходов, которые изучают культуру в различных аспектах.
1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей. Ценностью называют все то, что имеет для человека определенную значимость. Выделяют экономические, политические, этические, эстетические, религиозные ценности, которые выступают регуляторами работы культурных систем. В этой связи изучение аксиологических оснований различных видов социальной практики является одной из основных составляющих изучения феномена культуры. Аксиология также исследует процесс возникновения и развития ценностей, а также формы их присутствия в различных областях жизнедеятельности людей. Данный подход имеет место в ходе исследования поведения индивида, процесса усвоения им культурных ценностей и норм.
2. Психоаналитический подход направлен на изучение психологи-ческих оснований индивидуального и коллективного культуротворчества. Особое внимание обращается на роль бессознательного в поведении людей. Основным понятием данной теории является архетип. Данное понятие обозначает некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного», архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний как отдельного человека, так и целого общества. Под влиянием определенных обстоятельств происходит воскрешение соответствующего архетипа. Именно архетипы формируют фантазию и творческое мышление людей. Теория коллективного бессознательного объясняет наличие повторяющихся образов и мотивов в мифах, мировой литературе, искусстве. Культурные архетипы формируются спонтанно в ходе систематизации культурного опыта людей. Различают два вида архетипов: универсальные и этнические. Первые выражают основания человеческого бытия, а вторые закрепляют основания этноса как культурной целостности. В архетипах отражаются особенности мировоззрения и культуры в целом того или иного народа.
3. Социологический подход рассматривает культуру в качестве со-циального института, который транслирует всю совокупность правил и норм человеческой деятельности. Общество рассматривается как устойчивая целостность, отличная от природы.
4. Семиотический подход. Семиотика – это научная дисциплина, которая занимается изучением знаковых систем начиная от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Любая знаковая система, во-первых, передает некий смысл, во-вторых, обеспечивает понимание передаваемого сообщения. Осуществление этих функций предполагает наличие определенной внутренней организации знаковой системы. В этой связи семиотический подход рассматривает культуру как динамичную совокупность знаковых систем. В качестве универсальной знаковой системы выступает язык, который организует социальное пространство и формирует устойчивое мировоззрение.
5. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества. Культура выступает как «технология» человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами.
6. Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенство-вании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура в данном случае есть проявление человеческой сущности, она охватывает все стороны жизни человека и представляет собой процесс воспроизводства человека во всем многообразии его свойств и потребностей.
Следует отметить, что все обозначенные выше подходы взаимодополняют друг друга, способствуют более глубокому и целостному представлению о культуре, так как каждый из них уделяет внимание одной из существенных ее сторон.