Сознание - высшая, социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности, опосредованная всеобщими формам и общественно-исторической деятельности людей

Таким образом, сознание нельзя отождествлять только с рациональной сферой. Сознание не сводится к интеллектуальным процессам, есть единство всех психических процессов, хотя ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует корень этого слова.

В этом заключается, например, проблематичность созданияискусственного интеллекта. Информационные процессы воспроизводят лишь смысловую, логическую сторону сознания человека. Есть гипотеза, что в природе существуют системы, описать которые проще, чем они сами, мы не можем. Возможно, сознание относится к их числу.

Сложность изучения сознания связана с его идеальным характером, что служит естественной базой для идеалистических учений. Являясь результатом развития материи, сознание центральной характеристикой своей сущности имеет не материальность, а идеальность.

Идеальное- бытие предметов действительности в сознании человека.

Идеальная сущность сознания проявляется в следующем:

-сознание не обладает физическими свойствами;

-сознание не сводится к нейрофизиологическим процессам, явления сознания есть информация о предмете, но не о носителе информации;

-явления сознания не обладают свойствами отражаемых предметов;

- сознание обладает собственной активностью, так как способно создавать образы не существующих в природе предметов.

Для идеализма характерно признание существования сознания в виде субстанции или самостоятельной сущности, от которой зависит существование материального мира. При этом идеалисты опираются на идеальный (т.е. бестелесный, невещественный, нематериальный) характер сознания и не связывают его происхождение с мозгом.

Объективные идеалисты (Платон, Фома Аквинский (1225-1274), Гегель (1770-1831)) утверждают, что сознание человека является частью или проявлением надприродного мирового духа. Такое понимание служит философской основой религиозного понимания души человека.

Субъективные идеалисты (Д.Юм (1711-1776), Беркли (1685-1753), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896)) считают, что индивидуальное сознание выступает в качестве субстанциональной основы субъекта и определяет характер существования материальных явлений.

Дуалистическая концепция (Декарт (1596-1650), Кант (1724-1804)) близка к объективно-идеалистическому подходу. Согласно дуалистам сознание существует как отдельная субстанция наряду с материальной субстанцией. Так, Декарт говорил, что субстанция протяженная, но немыслящая есть материя, а мыслящая, но непротяженная есть мышление (сознание). В ХIХ веке дуалистическое понимание сознания получило форму психофизического параллелизма, согласно которому, психические и физиологические процессы существуют параллельно и не связаны между собой причинно-следственными отношениями. Согласно Канту все, что находится вне субъекта, непознаваемо.

Материализм рассматривает сознание как продукт материи. Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит (470-371)утверждал, что сознание состоит из атомов огня и воздуха, есть теплое дыхание. В рамках французского материализма XVIII века Дидро (1713-1784), Робинс, Кабанис (1757-1856)) получает распространение гилозоизм (греч. живое вещество), согласно которому способностью ощущать и мыслить обладают все виды Сознание - высшая, социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности, опосредованная всеобщими формам и общественно-исторической деятельности людей - student2.ru Сознание - высшая, социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности, опосредованная всеобщими формам и общественно-исторической деятельности людей - student2.ru материи. Гилозоизм в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения.

В рамках метафизического материализма XIX века возник вульгарно-материалистический подход. Немецкие физиологи Бюхнер (1824-1899), Молешотт (1822-1893), философ Дицген (1828-1888) рассматривали сознание как физиологический процесс, отождествляли сознание с видом материи. Фогт утверждал, что мозг вырабатывает мысль таким же образом, как печень выделяет желчь.

С точки зрения так называемого научного материализма, сформировавшегося в конце 1950-х годов в США, методы естествознания способны дать исчерпывающее описание человека, так как духовные явления тождественны физическим, составляют их подкласс.

С точки зрения метафизического материализма сознания как идеального нет, так как все существующее сводится, в конечном итоге, к физическим процессам. По их утверждению, материалистическая философия должна отвергать факт существования идеального, иначе она нематериалистическая. Понятие идеального есть такая же неопределенность, как и теологическое понятие бога (Д.Армстронг, Дж.Смарт, Р.Рорти (р. 1931)).

Диалектический материализм исходит из того, что хотя сознание нельзя непосредственно отождествлять с материей, но оно вторично по отношению к материи, является его свойством.

Материальная обусловленность сознания означает следующее:

- сознание вторично по отношению к материи как таковой, возникает на определенном этапе ее развития и связано с появлением социальной формы движения материи (онтологический аспект);

- сознание является вторичным по отношению к своему материальному носителю - мозгу, существует лишь там, где он есть (функциональный аспект);

- сознание вторично по отношению к объективному внешнему миру по своему содержанию, как образ вторичен по отношению к оригиналу (гносеологический аспект).

В материализме бытие идеального носит функциональный характер. Мысль - это совокупность всех ее элементов, свойств, состояний, связей, законов, представляющих собой результат отражения объективного мира.

Все мыслительное многообразие укладывается в небольшое число мыслительных форм, носящих общечеловеческий характер. Предметы отражаются в форме понятия. В форме суждений отражаются предметы и их свойства. Изменение предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключения.

Происхождение сознания и его сущность.

Происхождение сознания и его сущность материализм связывает с теорией отражения. Согласно этой теории вся материя обладает родственным ощущению свойством отражения.

Отражение - универсальная способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих свойствах свойства воздействующих объектов.

В процессе развития материи происходит и развитие отражательной способности материальных объектов. Основные формы отражения материи в целом соответствуют основным формам движения материи.

Неживой (неорганической) природе соответствует потенциальная (пассивная) форма отражения. Информационный аспект взаимодействия остается невостребованным взаимодействующими объектами. Это отражение по типу механического отпечатка, слепка.

В живой природе возникает актуальная, опережающая форма отражения, показателем которого является активность, преднастройка живой системы по отношению к воздействующей системе. Полученная информация становится регулятором адаптивного поведения. Приспособление живых организмов к среде непосредственно связано с сущностью жизни.

В биологической (растительной) природе исторически первой, общей для всех живых организмов формой отражения является раздражимость клеток. В результате физиологической реакции резкого изменения обмена веществ, не связанной с возникновением образа объективного мира, происходит быстрое размножение клеток. Растения, например, реагируют на движение солнца (сложная форма отражения - «венерина мухоловка»). Это генетический уровень отражения. Раздражимость обеспечила переход от вещества к организму и ориентировала его на постоянный поиск оптимального взаимодействия с окружающей средой.

В животной природе появляется психическая форма отражения. Психика животных характеризуется способностью создавать чувственные образы действительности. Она избавила ее носителей от примитивных, жестко запрограммированных реакций на раздражители. Поведение животных приобрело избирательный характер, но по-прежнему осталось адаптивным.

В социальной природе (общество) возникает высшая форма отражения - сознание, характеризующееся способностью создавать обобщенные рациональные образы действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира возникает и рациональное отражение в виде мышления. Диалектическое единство чувственного и рационального отражения действительности и составляет сознание.

Органом психики является нервная система с ее высшим отделом головным мозгом. Связь сознания с мозгом проявляется в том, что пусковой механизм сознания, генетический потенциал человека достаточно жестко ограничен во времени. Он может не реализоваться, если пропустить срок ранней социализации человека (возраст от 3 до 4 лет). Об этом говорят случаи типа маугли - выращенные животными дети уже не могли стать полноценными людьми.

Поведение животных непосредственно обусловлено нервной системой, передается по наследству на уровне инстинктов, не выходит за рамки психики. Это продукт биологического развития. Отношение животных к миру определяется непосредственно телесной организацией. Биологическая деятельность животного направлена на овладение готовыми предметами природы. По внешнему виду животного можно предсказать его поведение.

Социальная сущность сознания заключается в следующем. Возникновение сознания хотя и связано с эволюцией мозга, но не является его непосредственной биологической функцией. Человеческое сознание формируется в обществе, вне которого возникнуть не может. Отношение человека к миру определяется не телесной организацией, а навыками предметных действий, приобретаемыми через общение с другими людьми. Человек пользуется исторической социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная деятельность.

Человеческий опыт передается прижизненно. Социализация - это процесс индивидуального усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта через включение индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Характер и мера социализации определяются спецификой социально-экономической структуры общества и форм общественного сознания. Чем выше уровень социализации, тем меньшую роль в жизнедеятельности человека играет биологическая программа наследственности.

Сознание - высшая, социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности, опосредованная всеобщими формам и общественно-исторической деятельности людей.

Античная философия: Сократ – сознание человека не тождественно материальному бытию вещей и оно может дать противоречивое представление о изучаемых вещах. «Я знаю, что ничего не знаю».

Средневековая философия: сознание представляет собой Бога. Августин Блаженный – «все знания о мире заложены в душе».

Эпоха возрождения возродила интерес к человеку и его сознанию, а философия нового времени поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания.

Вопрос 2. Естественно-научные данные о деятельности головного мозга человека.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания.

Мозг человека состоит из 40-50 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет до 10 тысяч соединений со своими соседями. Они осуществляют передачу и переработку информации.

Мозг имеет три функциональных блока:

1) Первый обеспечивает тонус коры, ее жизнедеятельность;

2) Второй блок обеспечивает прием, переработку и хранение информации, т.е. главный аппарат познавательных процессов;

2) Третий блок – программирование поведения человека, его регуляция и контроль за всеми поступками и действиями.

Левое полушарие отвечает за язык и речь и их контроль.

Правое – за образное мышление. Склонности людей к абстрактному либо к образному мышлению.

Вопрос 3. Речь, язык – орудие мышления.

Принадлежность сознания общественно развитому человеку проявляется в самосознании. Животные не знают, а человек знает о своем знании. Животные, например, не узнают себя в зеркале.

Самосознание - функция сознания, способность человека иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по своему существу также носит общественный характер.

Ядром сознания является мышление. Мышления как чисто интеллектуального процесса, изолированного от сознания в целом, не существует. Сознание есть мыслящее сознание.

Мышление - высшая форма отражения действительности, познавательная деятельность, направленная на изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью.

Объективная необходимость возникновения мышления связана с переходом предков человека от приспособления к природе к воздействию на нее. А такая деятельность может быть успешной лишь в том случае, если она основывается не только на данных органов чувств, но и на знании самой сущности явлений. Благодаря мышлению человек выходит за рамки чувственного восприятия действительности.

Человеку присущи различные типы мышления: теоретическое (понятийное и образное), а также практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное). Они по-разному связаны с действительностью.

Понятийное, языковое мышление является лишь одной из форм действительного мышления, непосредственной основой которого является не сама действительность как таковая а ее изменение - практика. Сферы чистого мышления как субстанции, независимой от действительности, не существует. Предпосылкой мышления является мир вещей. Мышление есть воспроизведение материального в идеальном.

Сознание, идеальное по сути, существует только в материальной форме своего выражения, языке. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет знака, там нет отражения. Сознание и язык выступают как диалектическое единство, но не исключают различия. Не существует сознания без языка, как не существует языка без сознания, мышления. В языке происходит материализация сознания. Но определяющей стороной здесь является сознание.

Речь (язык)- орудие мышления и сознания, материальная форма их существования, знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности (речь - звуковая, язык -зрительная система знаков).

У животных нет языка. То немногое, что они сообщают друг другу, может быть сообщено без помощи членораздельной речи. Все средства их сигнализации не являются речью: они не обозначают предметы, а служат средством выражения эмоционального состояния.

Наши рекомендации