Переосмысление философской классики на рубеже XIX-XX вв
40 – 50 годы XIX века стали переломными в развитии европейской философской мысли. Сложившиеся к тому времени, классические традиции в философии подвергались активному, интенсивному переосмыслению. Это переосмысление происходило тогда в борьбе двух идейных течений: с одной стороны, критика классики, с другой – ее защита. К первому, критическомунаправлению относятся позитивизм, марксистская философия, различные течения иррационалистской философии. Главный лозунг этого направления: «Долой классику». Ко второму, консервативному – представители таких философских школ, как «неокантианство», «неогегельянство». Их лозунги: «Назад к Канту», «Назад к Гегелю». Чтобы понять такое отношение к классике, следует обратиться к ее основным характерным чертам.
Классическая философия исходила из признания авторитета разума. Согласно Гегелю: «Все действительное разумно». Знание и рациональное познание провозглашалось главной решающей силой, позволяющей со временем решить все проблемы человека и человечества. Однако, как показала практика, разум и, развивающиеся, на его основе наука и техника, не оправдали этих ожиданий. Многие мыслители стали сомневаться в его всесилии. Это привело к критике разума, к переосмыслению всего духовного опыта человечества.
2.8.2. Иррационализм: философия А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше
В критике разума, рационализма было положительное содержание, ибо жизнь, поведение человека не исчерпываются ни познанием, ни рациональными формами духа. В человеческом духе, психике человека
кроме разума имеется и нерациональное начало – эмоции, воля, интуиция, а также бессознательные процессы, инстинкты. Обратив внимание на это, философы критического направления стали больше уделять внимания свободе (спонтанности) человеческого духовного опыта его нерациональным элементам. Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ.Появление иррационализма было реакцией на воинствующий рационализм, пытавшийся дать сущностную, механистическую картину мира и человека. Примером иррационалистической философии может быть «философия жизни». Главные ее представители: В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.
Первым, кто выступил против философии Гегеля, был А.Шопегауэр (1788-1860). Свои основные идеи он изложил в сочинении «Мир как воля и представление». Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, так как он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. То есть выше разума, над разумом он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего, а представление всего лишь проявление (объективация) этой воли. Сам мир нелеп, неразумен, так как первопричина его – Мировая воля есть нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли. Бессмысленна и воля к жизни, также как и сама жизнь, в том числе, и человеческая, поскольку человек не хозяин этой жизни, а всего лишь заложник воли, исполнитель ее желаний и хотений. Именно воля забросила человека в чуждый и враждебный ему мир страданий и смерти. В таких мрачных красках изображает Шопенгауэр мир и человека, страдающего в нем. Таким образом, философия Шопенгауэра есть последовательный пессимизм и волюнтаризм. В этическом учении человеческим страданиям он пытается противопоставить сострадание. В своей жизни люди должны руководствоваться правилом: «Никому не вреди и вдобавок помогай другим, сколько можешь».
Крупным представителем иррационализма был датский философ и богослов С.Кьеркегор (1813-1855). Свои взгляды он изложил в книге «Страх и трепет». Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое. Он выдвинул идею «Экзистенциального мышления». ЭКЗИСТЕНЦИЯ(лат. экзистенция – существование) – особый способ бытия человеческой личности, где она выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как нечто всеобщее (общечеловеческое), а как конкретная неповторимая личность. Если научное, абстрактное, безличное мышление исходит из теоретических принципов, то экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Именно такое мышление только и может подлинно конкретным мышлением, имеющим настоящий человеческий смысл. Чрезвычайно сложна и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка, так как он не в силах понять ее во всей полноте и конкретности. Вот почему Кьеркегор критикует Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Вообще рационалисты ищут в человеке только сущность, теряя из вида живую уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен, но он же и одинок и беспомощен в этом мире. Поэтому нужно более внимательно, вглядываться, вчувствоваться в реальную человеческую жизнь, в личные страдания конкретного человека.
Философские идеи Кьеркегора подготовили почву для зарождения такого влиятельного философского течения, как экзистенциализм.
Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше (1884-1900). Он, современник Гегеля, критиковал его философию абсолютной идеи за чрезмерно абстрактный, отвлеченный рационализм. В основании же философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель.
Этот мир есть совокупность отдельных сгустков сил, находящихся в постоянной стихийной борьбе. Основным принципом их бытия есть воля к власти, где более сильная воля поглощает более слабую. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМ – отрицание морали. Иудейско-христианская мораль, по мнения Ницше, мораль рабов. Она препятствует полному самовыражению человека, поэтому нужно произвести переоценку всех ценностей. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали. По его утверждению, мораль возникает из чувства превосходства одних людей над другими, «лучших» (аристократов) над «худшими» (рабами). Такая мораль сложилась в Древнем Востоке, однако древние иудеи и первые христиане сумели совершить неестественный переворот и навязать свою мораль - рабскую, которую следует заменить моралью господ. В ее основе должны лежать следующие принципы: 1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»; 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан ни какими моральными нормами. Этим требованиям, согласно Ницше, удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК –в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками.
Вырастить такого сверхчеловека основная цель человеческой истории. Таким образом, философия Ницше это идеализм, крайний нигилизм по отношению к классической культуре. В силу того, что в центре его философии находится человек, то ее можно характеризовать как гуманистическую, Правда гуманизм Ницше обращен не современному человеку, он обращен к человеку будущему. Этот гуманизм можно назвать абстрактным, романтическим.
2.8.2. Продолжение рационалистических традиций в философии: марксизм
МАРКСИЗМ –идейно- политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм. Идейную основу всего учения составляет марксистская философия. Ее возникновение связано с именами. К. Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895). Философию марксизма традиционно подразделяют на диалектический и исторический материализм. Хотя, по сути, в марксизме материализм и диалектика составляю единое целое.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества
В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность и односторонность положений, как философии Гегеля, так и Фейербаха. Они создали органический синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс исходили из всего многообразия законов. Таким образом, материализм Маркса и Энгельса можно назвать диалектическим, диалектику – материалистической.
В гносеологии они отошли от сенсуализма и ввели категорию практики, придав ей универсальный характер на всех этапах познания. Практика здесь выступает и как исходный момент познания, и как процесс познания, и как критерий истины. Особой новизной отличаются социологические идее марксистской философии. Маркс и Энгельс показали несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественных явлений. Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. В философской антропологии Маркс и Энгельс представляли человека как биосоциальное существо. Для них характерен системный подход к проблеме человека, Маркс, например, показал, что сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений.
Характеризуя общественные отношения, складывающие между людьми, Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что позволило обнаружить повторяемость в историческом развитии разных народов. Это воплотилось в понятие «общественно-экономическая формация». Маркс и Энгельс понимали историю как закономерный процесс, смены Общественно-экономических формаций. Марксистское понимание общество было значительным шагом вперед по сравнению с предшествующими теориями.
Дальнейшее развитие марксистской философии связано с деятельностью его соратников, учеников и последователей. Из всех последователей особая роль принадлежит В.И.Ленину (1870-1924).
В диалектическом материализме Ленин дал развернутое определение материи, обогатил новым содержанием материалистическую диалектику, сформулировал принцип единства диалектики, логики и теории познания. В историческом материализме его идеи приобретают политизированный
характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как «повивальную бабку истории». В социальной философии Ленин разрабатывал идеи: о возрастании субъективного фактора в истории; о двух фазах коммунизма; о переходном периоде от капитализма к коммунизму; о государстве диктатуры пролетариата в условиях социализма и его отмирании при коммунизме. Марксистскую философию, развитую в новых исторических условиях, было принято называть МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В 30- 90 годы XX века она была единственной, монопольной, официальной философией СССР и служила основой государственной идеологии советского государства и других стран социалистической ориентации. Такое ее положение способствовало тому, что марксистско-ленинская философия превратилась в догматическое, не способное на дальнейшее развитие, учение, обреченное на историческое забвение. В западной Европе марксистская философия развивалась в условиях идейной конкуренции. Сегодня она
характеризуется многообразием вариантов и концепций, среди которых особенно выделяются социально-технократический материализм, историзм, структурализм, гуманитарная антропология.
В целом марксистскую философию следует рассматривать, как сложный противоречивый процесс, в котором научная объективность переплеталась с элементами романтизма и утопизма, придавшими ей такой своеобразный,
ярко выраженный, идеологизированный, политизированный характер.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что происходит в европейской философии на рубеже XIX-XX веков?
2. Чем характеризуется иррационализм в европейской философии?
3. Каковы основные иррационалистические направления в философии?
4. В чем заключается нетрадиционность идей А.Шопенгауэра?
5. Каковы основные идей философии С.Кьеркегора и Ф.Ницше.
6. Каковы социально-политические и идейные предпосылки марксизма?
7. В чем состоит новизна и оригинальность философских идей К.Маркса?
8. Что такое диалектический и исторический материализм?
9. Что нового внес В.И.Ленин в содержание марксистской философии?
10. Как развивалась марксистская философия в СССР и в Европе?