Подготовка к работе на практическом занятии.
Вопросы для самоподготовки:
1. Какие вам известны дофилософские системы мировоззрения?
2. Что такое философия?
3. С постановки каких проблем начинается философия? (По аналогии - астрономия начинается с потребностей сельского хозяйства).
4. Какое значение для развития науки имеет поиск древними мыслителями первоначала и первопричины мира?
5. В чем заключается основной вопрос философии?
6. В чем заключается принцип причинности, каузальности (детерминизма), выведенный атомистами?
7. Эволюция взглядов на предмет и функции философии.
8. Какую роль играют всеобщие законы и принципы в системе философских знаний?
9. Как соотносятся философия и частные науки?
10. Единство теории и метода наук.
11. Какую роль играет мировоззрение в развитии научного знания?
12. Роль и место философии в структуре мировоззрения.
13. Роль философии в развитии культуры.
Упражнения и задачи:
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «...философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий».
«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». «Философия - «наука о науке» вообще. «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».
· Какое из высказываний соответствует содержанию предмета философии?
· Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципиальное различие позиций философов.
2. Чем объяснить возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? Является ли стремление к высшим обобщениям, фундаментальным законом бытия и мышления или это случайность? Является ли шаманизм народов Африки и Крайнего Севера пережитком прошлого или наоборот, опережающим наш (европейский) уровень системным мировоззрением?
3. Взаимовлияние философии и частных наук в период научно-технической революции рубежа XIX-XX в.в. Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии философии? (И.Ньютон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б. Спиноза, Л.Эйлер, А.Эйнштейн, М.Борн, А.А.Фридман) .
4. Ф.Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии». М. Хайдеггер считает, что во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него, т.е. тоже подпадал под вопрос.
· Чем объяснить многообразие и разнообразие постановок основного вопроса философии? Не является ли этот хаос в постнеклассической философии условием зарождения нового мировоззрения в 3-м тысячелетии.
· Возможна ли такая ситуация в естественно-математических науках?
5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность».
· Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г. В. Ф. Гегеля?
6. «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится» (Г. Фихте).
· В чем Вы видите предназначение философии?
· Какую роль играет философия в формировании Вашего мировоззрения и в развитии духовной культуры?
· Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и Вашей жизненной позиции?
Тестовые задания:
1. Какое из суждений наиболее соответствует сущности философии?
а. «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой... Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Б. Рассел).
б. «Мудростью (философией) надо признать науку о сущности». (Аристотель).
в. «Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции, или соглашения» (К. Поппер).
г. «Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий» (О.Конт).
д. Диалектика - наука о всеобщей связи (Ф.Энгельс).
е. Философия - «наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». (ФЭС).
2. Выделите предмет философии:
а. Человек и его место в мире;
б. Природа и ее законы;
в. Общественно-исторические процессы;
г. Универсальные законы и принципы;
д. Мир как целостность, универсум.
3. Выделите объект философии:
а. Культура;
б. Общая теория систем;
в. Универсальные законы и принципы;
г. Мир как целостность, универсум.
4. Как соотносятся философия и мировоззрение?
а. Философия - часть мировоззрения;
б. Мировоззрение - часть философии;
в. Философия - теоретическая основа мировоззрения;
г. Философия есть мировоззрение;
д. Мировоззрение - теоретическая основа философии.
5. Как правильно сказать?
а. Философия - универсальное учение;
б. Философия - учение об универсальном;
в. Философия - универсальный метод правильного мышления.
6. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Он имеет две стороны:
1. Что первично, материя или сознание /дух/?
2. Познаваем ли мир?
В зависимости от ответа на первую часть вопроса философы разделились на два лагеря – материалистов, признающих первичность материи, и идеалистов признающих первичность духа по отношению к природе. Отношение к проблеме познаваемости мира разделило философов на агностиков частично или полностью отрицающих познаваемость мира, и философов, признающих познаваемость мира.
а. Какое значение имело для развития научного знания разделение философии на материалистическую и идеалистическую?
б. Может ли представитель конкретно-научного знания быть агностиком?
Темы докладов и рефератов:
1. Зачем нужна философия инженеру, юристу, экономисту, филологу, исследователю, каждому человеку?
2. Философия и наука.
3. Проблема метода в философии и в науке.
4. Сущность и типы мировоззрения.
5. Философия и мировоззрение.
6. Философия и религия.
7. Философское содержание проблемы: «Человек есть мера всех вещей».
8. «Философия - самосознание исторически определённой эпохи».
Список литературы
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub
4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
5. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник / И.З. Налетов .- М. : Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
6. Философия [Текст] : учебник / Ю.М.Хрусталев .— 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2014 .— 320 с. — (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»
7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub