Критическая философия И. Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии родился, большую часть жизни прожил и умер в г. Кенигсберге. Он был сыном скромного седельного мастера, окончил гимназию, местный университет, затем 9 лет работал домашним учителем в разных городах Восточной Пруссии. В 1755 году И. Кант в качестве приват-доцента начал читать лекции по метафизике и естественным наукам в Кенигсбергском университете. Не имея постоянного дохода, в 1765 году философ вынужден был согласиться на скромную должность помощника библиотекаря при кенигсбергском королевском замке. И только в возрасте 46 лет Кант становится профессором университета, позже он был деканом факультета и дважды ректором университета. И. Кант был образцом педантичности и пунктуальности. Строгий, до мелочей продуманный распорядок жизни его был направлен на то, чтобы укрепить слабое от рождения здоровье и направить все силы на научную деятельность.
В творчестве Канта выделяются два периода: “докритический” (до 1770 года) и “критический”. Для первого периода развития философии Канта характерно заимствование и эклектическое соединение идей Лейбница и Вольфа. Кант проявляет значительный интерес к вопросам космологии и космогонии, высказывая в этой области новаторские и диалектические идеи и гипотезы: идею о замедлении вращения земли вследствие морских приливов; космогоническую гипотезу образования Солнечной системы из диффузной газопылевой материи. В работе “Всеобщая естественная история и теория неба” Кант утверждает, что Солнечная система (как и другие космические системы) не существовала вечно и не была создана всевышним, а образовалась “естественным путем”. Рассеянные материальные частицы (холодное пылевое скопление) вследствие тяготения образовали огромное облако, внутри которого притяжение и отталкивание породили вихри и шарообразные сгустки, нагревающиеся от трения. Это были будущие Солнце и планеты.
В “критический период формируется своеобразная философская система Канта, основные идеи которой изложены в трех критиках: “Критика чистого разума” (1782), “Критика практического разума” (1788) и “критика способности суждения” (1790). Почему философию Канта называют критической? Кого и что критикует Кант? Главной задачей своей философии Кант считает критический анализ познавательных способностей субъекта. В начале своего философствования он ставит три вопроса:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Эти три вопроса знания, нравственности и веры концентрируются в одном главном: Что такое человек и чем он может сам стать?
Кант поставил и глубоко разработал проблему активности субъекта в познании. Сознание человека не пассивно созерцает объект, а творит, конструирует его, сообщая познавательному предмету ту форму, в которой он может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. Отсюда следует вывод: образ вещи и сама вещь вне нашего сознания не одно и то же и могут существенно отличаться, поэтому, вещи как таковые остаются непознанными “вещами в себе”. На основании утверждения о субъективном характере образа Кант делает вывод о невозможности познания мира (агностицизм). Но как в таком случае возможно научное знание, обладающее признаками всеобщности и необходимости? Эту проблему Кант решает, обращаясь к априоризму (apriori - знание, предшествующее опыту и независимое от него). В сознании человека, по Канту есть априорные логические формы, с помощью которых возможно всеобщее (чистое) теоретическое знание. Такие формы Кант называет трансцендентальными[79].
Интеллектуальные способности субъекта развиваются на трех уровнях: чувственность, рассудок, разум. Всякое человеческое познание, - пишет Кант - начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями”[80]. Каждому уровню соответствуют свои априорные формы организации знания, свой раздел гносеологии и отрасль науки, преимущественно использующей эти формы (см. Схему 10).
Схема 10
Априорные формы познания по Канту
Познавательные способности субъекта | Чувственность способность воспринимать чувствами, созерцать объект | Рассудок способность ума к категориальному познанию | Разум стремление мыслящего сознания к полноте научного синтеза, к идеалу познания; способность к образованию идей |
Раздел гносеологии, изучающий вид познания | Трансцендентальная эстетика (от эстезис - способность воспринимать чувствами) | Трансцендентальная аналитика | Трансцендентальная диалектика |
Априорные формы, характерные для данного уровня познания | Пространство и время - чистые формы созерцания, обуславливающие всеобщность и необходимость математического знания | Категории В основе рассудка 12 основных категорий, организующий знание на этом уровне (см. Схему 11) | Идеи В основе разума три главные идеи: Психологическая - идея души. Космологическая - идея мира. Теологическая - идея бога (см. Схему 12) |
Отрасль знания, использующая данные априорные формы | Математика В основе геометрии - пространственные представления; алгебры - временные ряды чисел и величин | Теоретическое естествознание | Философия |
Схема 11
Система априорных категорий рассудка по Канту[81]
_Математические (однородные) | Категории количества Единство Множество Всеобщая цельность | Категории качества Реальность Отрицание Ограничение |
__Динамические (разнородные) | Категории отношения Субстанциональность и присущность (акцидентальность) Причинность Взаимодействие | Категории модальности Возможность Существование Необходимость и случайность |
На уровне разума возможен высший синтез знания и совпадения противоположностей. Противоречия познания Кант называет антиномиями[82]. В космологии (учение о мире) Кант выделяет четыре основных антиномии (см. схему 12).
Схема 12
Антиномии космологической идеи по Канту[83]
Математические антиномии | Тезис | Антитезис |
1. Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве | Мир во времени и пространстве бесконечен | |
2. Все в мире состоит из простого | Нет ничего простого, все сложно | |
Динамические антиномии | 3. В мире существуют свободные причины | Нет никакой свободы, все есть природа |
4. В ряду причин мира есть некая необходимая сущность | В этом ряду нет ничего необходимого; все в нем случайно |
Используя антиномии разума, Кант высказывает гениальные диалектические идеи и догадки о противоречии как источнике развития не только познания, но и мира в целом.
В центре Кантовской философии стоит человек, его достоинство и его судьба. В “Критике практического разума” Кант излагает оригинальную этическую теорию. Исходным принципом этики Канта является принцип гуманизма, утверждающий, что всякая личность - самоцель и не в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основной закон этики - категорический императив (формальное внутреннее повеление, обязательное для каждого индивида): “...поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”[84]. Поступок человека, по Канту, является моральным, если он совершен единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между человеческими страстями и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу.
Философия И. Г. ФИХТЕ
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй, после Канта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно взявшейся за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.
Фихте родился в бедной крестьянской семье, и лишь незаурядные его способности и случайные обстоятельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах Иены и Лейпцига. Далее Фихте занимался преподаванием (был профессором Йенского и Берлинского университетов, ректором Берлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Это был философ-пророк, проповедник и воспитатель. Современники отмечали его бескомпромиссность, честность, прямолинейность, большую силу воли и трудолюбие.
Своим философским учителем Фихте считал Канта. В духе Кантовской философии написано его первое сочинение “Опыт критики всякого откровения”, опубликованное в 1791 году анонимно и сделавшее Фихте известным философом. Другие работы: “Наукоучение”, “О назначении человека”, “Замкнутое торговое государство”, “Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Политика принудить читателей к пониманию”.
Философию Фихте считал фундаментом всего научного знания “Наукоучением”, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познания, занимается обоснованием всякого знания вообще.
Центральная проблема философии Фихте - свобода. Он утверждал, что принцип нашей жизни есть “абсолютная свобода воли”. Развивая Кантовские идеи об активности субъекта в познании, желая освободить субъекта от любой внешней определенности, Фихте начинает свою философию с самосознания личности, с “Я”. В акте самосознания человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себя, но и мир вокруг себя. Вместе с самосознанием (“Я есмь ”, “Я сам делаю себя”) полагается и его противоположность - “не- Я” (“Отчуждение Я”), а также их синтез в абсолютном субъекте. “Пульсация”, совпадение и распадение этих противоположностей – основа бытия по Фихте, а также метод его познания. Таким образом, Фихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, предприняв попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. Развитие общества, например, Фихте, представляет как процесс отчуждения Я в сферу культуры и в то же время стремление вновь слиться, прийти к тождеству с собой. Однако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением всякой деятельности; поэтому человеческая история – бесконечное приближение к идеалу. Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каждая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у Ф. Шеллинга.