Xxviii. сфинкс, или наука

Говорят, что Сфинкс была чудовищем с лицом и голосом девы, покрытаяперьями, как птица, с когтями грифа; она сидела на вершине горы близ Фив иследила за дорогой, подстерегая путников; она набрасывалась на них из своейзасады и, схватив, загадывала им темные и сложные загадки, которые, какполагали, сама узнавала от Муз. Если несчастные пленники не могли разрешитьи растолковать эти загадки, но колебались и говорили что-то невнятное, онасо страшной свирепостью растерзывала их. И так как эта напастьсвирепствовала уже давно, то фиванцы назначили награду тому, кто сможетразгадать загадки Сфинкс, а наградой этой была сама царская власть надФивами (потому что не было иного способа одолеть Сфинкс). Привлеченный такойнаградой, Эдип, человек энергичный и умный, но с больными, проколотыминекогда ногами, принял это условие и решил попытать счастья. И вот, когда онмужественно и твердо предстал перед Сфинкс, она спросила у него, что это заживотное, которое сначала рождается четвероногим, затем делается двуногим,потом трехногим и наконец снова четвероногим. Тот, подумав, ответил, что всеэто относится к человеку, который сразу после рождения и в младенчествеоказывается четвероногим и только учится ползать, но вскоре за этимподнимается и ходит на двух ногах; в старости же он опирается на палку,чтобы крепче держаться, и представляется как бы трехногим, а в самом концесвоей жизни, уже дряхлым старцем, когда мускулы его уже совсем ослабели,лежит, прикованный к постели, и снова становится как бы четвероногим. Давправильный ответ, он одержал победу над Сфинкс и погубил ее; тело ее,погруженное на осла, возили, как в триумфальной процессии, сам же Эдип поусловиям уговора стал царем фиванцев. Миф очень тонкий и умный; мне кажется, что он рассказывает о науке, и вособенности о ее связи с практикой. В самом деле, вовсе не абсурдно называтьнауку чудовищем, ибо у невежд и просто неосведомленных людей она вызываетудивление. Она многообразна по своему виду и облику, ибо предмет наукибесконечно многообразен: женские лицо и голос указывают на изящество исловоохотливость; крылья даны ей потому, что знания и открытия мгновеннораспространяются и разлетаются по свету, ибо передача знания подобна бурновспыхнувшему пламени, зажженному от другого пламени. Очень глубокий смыслсодержит и упоминание об острых кривых когтях, ибо аксиомы и доказательстванауки проникают в ум, захватывают его и держат так крепко, что он не можетни двинуться, ни вырваться, о чем говорил и святой мудрец: "Слова мудрецовподобны шипам и как гвозди, глубоко вонзенные"[15]. Всякое жезнание представляется нам расположившимся на крутых и высоких горах, ибо,будучи явлением возвышенным, оно по праву рассматривается помещенным где-товысоко наверху, откуда оно с презрением взирает на невежество и может, как свершины горы, далеко и на широком пространстве видеть все вокруг. Наукаизображается нападающей на путников, идущих по дороге, -- это обозначает,что повсюду на этом пути, в этом странствии человеческой жизни, возникает ивстречается и материал, и удобный случай для наблюдения. Сфинкс предлагаетсмертным различные трудные вопросы и загадки, которые она узнала от Муз. Нопока эти загадки остаются достоянием Муз, они, возможно, не таят в себеничего страшного: ведь до тех пор, пока у размышления и исследования нетникакой иной цели, кроме самого знания, ум пребывает не стесненным, незаключенным в узкие рамки, но свободно устремленным вдаль и в самомсомнении, в разнообразии решений чувствующим какое-то удовольствие инаслаждение. Когда же такого рода загадки переходят от Муз к Сфинкс, т. е. кпрактике, так что свод требования начинают настойчиво предъявлять действие,выбор, решение, вот тогда-то загадки становятся тягостными и страшными,чудовищно терзают и мучают человеческий ум, тянут его в разные стороны,буквально разрывают на части, если люди оказываются неспособными разрешить иразгадать их. Поэтому в загадках Сфинкс всегда предполагаются два условия:тех, кто не разрешит их, ожидают терзания духа, тех, кто разрешит, --власть. Ведь тот, кто знает свое дело, тот достигает своей цели, и всякиймастер -- повелитель своего творения. Вообще же загадки Сфинкс делятся надва рода: загадки о природе вещей и загадки о природе человека, исоответственно в награду за их решение предлагаются два рода власти: властьнад природой и власть над людьми. Ибо собственная и конечная цель истиннойестественной философии -- это власть над природными вещами, телами,лечебными средствами, машинами и бесконечным множеством других вещей, тогдакак философия Школы, довольствуясь тем, что она поучает, гордая своимиразглагольствованиями, пренебрегает практикой, чуть ли не отвергая еесовершенно. Но загадка, предложенная Эдипу, разрешив которую он получилвласть над Фивами, относилась к природе человека, ибо тот, кто поймет доконца природу человека, тот почти наверняка может стать кузнецом своегосчастья, тот рожден для власти. Это то, что хорошо было сказано о римскихискусствах: Ты же народами править властительно, римлянин, помни! Се -- твои будут искусства...[16] Поэтому немалый смысл имеет то, что Цезарь Август, то ли сознательно,то ли случайно пользовался печатью с изображением Сфинкс. Ведь он, как никтодругой, был выдающимся политиком; в своей жизни он счастливо разрешилмножество новых загадок о природе человека, а если он легко и умело не решилбы их, ему не раз пришлось бы оказаться в двух шагах от грозящей емунеизбежной гибели. В мифе говорится также и о том, что тело побежденнойСфинкс погрузили на осла. Это удивительно меткий образ, ибо нет ничего стольглубокого и сложного, что, будучи до конца понятно и став общеизвестным, немогло бы быть внушено даже тяжелодуму. Не следует упускать и той детали, чтоСфинкс была побеждена человеком с больными ногами: ведь люди обычно слишкомбыстрым, торопливым шагом спешат разрешить загадки Сфинкс, и в результате(если Сфинкс оказывается сильнее) они чаще терзают свои таланты в спорах,чем властвуют благодаря своим трудам.

Наши рекомендации