Сознание и бессознательное

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь боль­шинством ученных. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состоя­ния, явления сомнабулизма, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. См Фрейд

Важным свойством сознания является его идеальность. Идеальное - главный признак сознания, обусловленный природой человека. Идеальное – это образ, то, чего не существует. К идеальному относятся и моральные, правовые, эстетические нормы. Идеальное, т.о. – аспект культуры, ее свойство. С другой стороны, идеальное не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью нашего индивидуального сознания.

Идеальное — это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т. п.), которые подлежат реализации в деятельности человека. Идеальное делится на несколько видов: общественное и индивидуальное, теоретическое и практическое, когнитивное (идеалы теории, гипотезы) и аксиологическое (идеалы добра, красоты, справедливости), конкретное и абстрактное, реальное и формальное. Идеальное двуполюсно: опирается на материальное (в этом отношении оно вторично) и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично). Будучи вторичными, психические образы материальных объектов заключают в себе также возможности для перекомбинаций, для конструирования на базе реальных возможностей новых гносеологических образов, способных осуществляться в деятельности субъекта, в том числе в его предметно-практической деятельно­сти. Идеальное т.о. вторично по отношению к материальным пред­метам (как в своей предпосылке), но оно первично в плане своего отношения к опредмеченному (или объективированному духовному) результату.

Понятие истины.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п.

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Ис­тина — это соответствие знаний действительности"(Платон); "Истина — это опытная подтверждаемость"; "Истина — это свойство самосогласован- 1 кости знаний"; "Истина — это полезность знания, его эффективность"; "Истина — это соглашение".

Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому большинство философов, включает в себя следующие моменты.

Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объ­ективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во-вторых, в "действи­тельность" входит также и субъективная действительность, познается отражается в истине также и духовная реальность.

В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с прак­тикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Одно из определений объективной истины таково: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводя­щее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна,— это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, объективная истина внеклассова и надысторична.

Атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна;
материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы.
Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности.
хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при
критике метафизического положения XVII—XVIII вв. о неделимости
атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала и соответствует своему уровню состояния практики, пусть примитивно­му, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна. Иное дело, что данный уровень опыта и представление о неделимости атомов были в то время абсолютизированы.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Утверждение "вода кипит при 100 градусах Цельсия" пра­вильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия.

Объективная истина имеет 3 аспекта: бытийственный, аксиологи­ческий и праксеологический.

Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного (в последнем случае — когда объектом познания индивида становится духовный мир другого чело­века, установленные теории, система догматов и пр.). Само же это бытие является данным субъекту как объект, т. е. как объективная реальность, и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта позна-Сама истина обретает собственное бытие.

Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической деятельности человека. Само понятие "истина" в русском языке неотрывно от понятия правда". Вл. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка", замечает: правда — это истина на деле, истина во благе, честность, . подкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по Истине.

Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Сам по себе этот момент как ценность, или полезность истины для практики входит в аксиологиче­ский ее аспект, однако, есть смысл в том, чтобы выделять его в качестве относительно самостоятельного.

Среди них ведущим-, ч основным является бытийственный аспект. Хотя определений понятий "истина" имеется множество (и они имеют право на существование), все же исходным является то, которое непосредственно касается его бытийственной сути; оно приведено в начале данного раздела. истина есть соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту.

Формы истины.

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по харак­теру познаваемого объекта:

по видам предметной реаль­ности,

Вся окружающая человека реальность в первом приближении ока­зывается состоящей из материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро-, макро- и мега- миров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она дифференцируется затем на предметно-физическую, предметно-биологическую и др. виды истины).

Понятие "дух", соотносимое в ракурсе основного вопроса мировоз­зрения с понятием "природа" или "мир", распадается в свою очередь на экзистенциальную реальность и реальность когнитивную (в смысле: рационалистически-познавательную). Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы Добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т. п., а также духовный мир индивидов. Вполне естественен вопрос о том, истинно или не истинно мое представление о добре (как оно сложилось в каком-то сообществе), понимание духовного мира такого-то человека. Если на этом пути мы достигаем истинностного представления, то Можно полагать, что мы имеем дело с экзистенциальной истиной..

Объектом освоения индивидом могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов, или, к примеру, о правильности нашего понимания теории относительности или современной теории эволюции; это ведет к признанию существования концептуальной истины.

Аналогично положение с представлениями того или иного субъектам методах, средствах познания, например, с представлениями о систем ном подходе, о методе моделирования и т.п. Это еще одна форма истины — операциональная.

Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истины: научная, обыденная (повседневная) нравственная и пр.

Приведем следующий пример, иллюстрирующий различие обыден­ной истины и истины научной. Предложение "Снег бел" может квалифици­роваться как истинное. Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы прежде всего уточняем это предложение. Научным коррелятом истины обыденного познания "Снег бел" будет предложение "Белизна снега — это эффект воздействия некогерентного, света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы". Это предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий — физической теории света и биофизической теории зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и корреляций между ними. Практически-обыденное знание получает обоснование из повсед­невного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и др.).

По степени полноты освоения объекта: существует две формы истины: отно­сительная и абсолютная.

Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на опреде­ленной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объек­тов. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в
процессе дальнейшего познания;

г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире
и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.

Когда дается строгое философское определение понятиям "движе­те", "скачок" и т. п., такое знание тоже может считаться абсолютной истиной. Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к форми­рованию соответствующих представлений вистории естествознания и в истории философии.

В применении к достаточно развитому научному теоретическому знанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная же истина — это неполное знание о том же самом предмете. Пример такого рода относительных истин — теория классической механики и теория относительности, атомистическая концепция Демокрита. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких замечаний, т. е. истинной в некотором абсолютном смысле. С возникновением теории относительности выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Абсолютная истина складывается из относительных. Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.

Наши рекомендации