Юношеству необходимо давать общее образование, и для этого нужны школы
1. Показавши, что христианское юношество это «райское растеньице» не может вырастать наподобие дикорастущего леса, но требует заботливого попечения, рассмотрим далее, на ком лежат эти попечения? Согласно природе, эта обязанность непременно лежит на родителях. Так как они дали детям жизнь, то они же должны приготовить их для разумной, добродетельной и благочестивой жизни. Что эта обязанность имела для Авраама значение священного закона, это показывает сам бог, когда он говорит: «Я избрал его для того, чтоб он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем господним, творя правду и суд» (1 Моис. XVIII, 19). Этого вообще господь требует от родителей, говоря: «Внушай слова мои детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, ложась и вставая» (5 Моис. VI, 7). А чрез апостола он говорит: «Отцы не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении господнем» (Ефес. 6, 4).
2. Но так как люди и условия человеческой жизни столь разнообразны, что редко можно найти таких людей, которые бы знали, или умели, или при их занятиях имели возможность посвятить себя обучению своих детей, то по умному совету, давно уже установилось, что дети многих семейств поручаются одновременно для образования особо избираемым личностям, отличающимся познаниями и строгостью нравов. Таких образователей юношества обыкновенно называют школьными наставниками, учителями, преподавателями, профессорами; а места, назначенные для их обыкновенных занятий, называют школами, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями, и т. п.
3. Первая школа открыта была вскоре после потопа при патриархе Симе, как свидетельствует Иосиф; он же говорит, что потом школа эта стала называтьсяеврейской. В Халдее, в особенности же в Вавилоне, существовали посещаемые многими школы, в которых, наряду с другими предметами, преподавалась и астрономия, как это всякому известно; впоследствии этой науке халдеев (во времена Навуходоносора) обучались Даниил и его сподвижники (Дан. I, 20); то же было и в Египте, где получил образование Мойсей (Деяния апост. VII, 22). По велению бога в израильском народе были повсеместно открыты школы, называемые синагогами, в которых левиты истолковывали закон; и эти школы существовали даже до времен Христа, проповедью которого, а также и его учеников, они были прославлены. Обычай устраивать школы перешел от египтян к грекам, а от них к римлянам; от римлян же этот похвальный обычай открывать школы распространился по всем государствам, в особенности же чрез распространение христианской религии, благодаря заботливости благочестивых государей и епископов. О Карле Великомповествует история, что он, как только покорял какую-нибудь языческую страну, тотчас посылал туда епископов и ученых и основывал там церкви и школы, чему последовали также и другие христианские государи, короли, князья и городские власти; и школы так быстро возрастали в числе, что их теперь трудно перечислить.
4. Чрезвычайно важно для всякого христианского государства, чтоб этот благочестивый обычай не только удержался, но получил бы возможно большее распространение, чтобы непременно во всяком благоустроенном обществе людей (будет ли оно называться городом, местечком, селом) была открываема школа, как заведение для общего образования юношества. Ибо этого требует:
5. Во-первых, похвальный порядок вещей. Ибо если какой-нибудь отец семейства не может, по неимению времени, доставить себе всего, что ему нужно для его хозяйства, но обращается за содействием к другим производителям, то почему же и здесь не быть тому же? Если кому нужна мука, он обращается к мельнику; если мясо, — то к мяснику; если вино, — то к виноторговцу; если платье, — то к портному; если обувь, — то к сапожнику; если дом, — полевые орудия, ключи, и т. п., то к столяру, плотнику, каретнику, каменщику, кузнецу и т. п. Да, у нас есть храмы для наставления взрослых в религии, есть претории и курии (судебные места), для разбирательства судебных процессов, для созыва народа и для объявлений ему законов; почему же нам не иметь также и для юношества школ? Даже свиней и коров пасут не все крестьяне сами, но сообща нанимают для того пастуха, который служит им всем одинаково, а сами при меньшем раздроблении дел, тем с большим успехом исполняют свои остальные занятия. Именно это в высшей степени прекрасное сбережение въ труде, когда кто-нибудь производит одно дело, не развлекаясь другим; таким образом одному возможно служить многим, а многим возможно служить каждому отдельному лицу с большей пользой.[1]
6. Во-вторых, этого требует и необходимость. Так как родители довольно редко обладают необходимой сноровкой для обучения своих детей или же не имеют достаточно на то времени, то было бы целесообразно, чтобы были люди, чувствуя в себе жизненное призвание к этому делу, посвящали бы себя исключительно ему одному, и чтобы таким образом удовлетворялась забота о целой общине.
7. Далее, хотя бывают и такие родители, которым ничто не воспрепятствовало бы посвятить себя образованию своих детей, но всё полезнее обучать юношество совокупно в больших массах; без всякого сомнения, успех и приятность работы будет больше, когда один ученик будет получать от других образец и побуждение. Ибо совершенно естественно и легко исполнять то, что делают другие; ходить туда, куда другие идут, следовать за теми, кто идет впереди и предшествовать идущим сзади.
«Радостно прыгая, несется в чистое поле конь
Когда впереди и сзади его бодро бежит всё стадо».
В особенности же детский возраст руководится и управляется вообще больше примером, чем правилами. Если хотят сделать что-нибудь понятным одними предписаниями, то внедряется немногое; если же покажут, как другие делают, то и без приказаний явится подражание.
8. Далее, природа повсюду представляется нам образцом; в ней же то, что обильно должно произойти, производится в одном и том же определенном месте. Таким образом, массами производятся: дерево в лесу, трава — на полях, рыбы — в воде, металлы — в недрах земли и т. п. И притом так, что лес, производящий сосны, кедры или дубы, заключает в себе преимущественно эти породы, между тем как другие породы в тех же лесах произрастают не в одинаковой мере; и почва, производящая золото, не производит одинаковым образом другие металлы. Но то, что мы хотим высказать, еще более выражается в нашем теле, в котором каждый отдельный член необходимо получает свою долю из воспринятой пищи; однако не каждой части передается ее порция в непереваренном виде, дабы каждая часть сама для себя приготовляла и приспособляла данную ей пищу, но имеются особые органы, назначенные, подобно мастерским, для того, чтобы они на пользу всего тела принимали в себя пищу, в возвышенной температуре переваривали ее, и наконец, в виде приготовленного для питания вещества, распределяли между остальными членами тела. Так желудок приготовляет пищевую кашицу, печень — кровь, сердце — жизненный дух (spiritum vitalem), мозг — одушевленный дух (amoralem spir.)[2]. После же переработки, эти вещества проникают во все части тела и таким образом поддерживают его жизнь. Итак, мастерские поддерживают и развивают ремесла,церкви страх божий, судебные места правосудие, — разве не должны подобным же образом и школы охранять, очищать и увеличивать свет мудрости, распространяя ее во все части организма человеческого общества?
9. Наконец, то же самое замечаем мы и на произведениях искусства, предполагая разумное их производство. С уверенностью проходит садовник по лесам и кустарникам, и если где-нибудь нападет он на дичок, пригодный для разведения, то пересаживает его не на том же месте, но выкапывает и пересаживает в свой плодовый сад (Pomarium) и заботится о нем вместе с сотней других подобных растений. Таким же образом тот, кто занимается размножением рыбы для употребления ее в пищу, устраивает рыбные пруды (Piscinae) и предоставляет им там свободно метать икру. И чем больше плодовый сад, тем успешнее произрастают деревья; чем больше пруд, тем удобнее развиваться будут рыбы. Как для рыбы надлежит устраивать садки, а для плодовых дерев заводят плодовые сады, так и для юношества должно открывать школы.
Примечания[править]
1. Перейти↑ В этих словах великий мыслитель с очевидной ясностью и вполне наглядно раскрывает столь важное в народной экономии учение о разделении труда, которое гораздо позднее вошло в труды великих представителей экономической науки.
2. Перейти↑ Приведенное здесь изложение отправлений различных органов нашего тела очевидно не совпадает с данными современной физиологии; но мы уже заметили, что скудость научных сведений за 200 лет назад неизбежно отразилась и на великом труде Коменского. Таких мест, впрочем, немного.
ГЛАВА IX