Природа - это все сущее, бесконечное многообр конкретных проявлений бытия

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: теория нестационарной Вселенной, синергетика, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной: в начале XX в. концепция расширяющейся Вселенной (представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд лет назад); Теория раздувающейся Вселенной, появившаяся в середине XX в. (установила взаимосвязь между эволюционными процессами в мега-и микромире); становления в 80-е гг. XX в. космомикрофизики = космология + физику высоких энергий (поиск единого подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи - от ядер атомов до звезд и планет - способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума).

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума. Представления об открытых саморазвивающихся системах находят подкрепление в самых различных отраслях знания. Прежде всего к ним стоит отнести термодинамику неравновесных процессов и теорию эволюционного катализа.

Антро́пный при́нцип

Слабый антропный принцип: значения мировых констант, резко отличные от наших, не наблюдаются, потому что там, где они есть, нет наблюдателей.

Сильный антропный принцип: Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни.

Идеи АКП:

-существует определенная упорядоченность мира

-учения Аристотеля – темология (учение о целях) – 4 группы целей (материальная, формаль-ная, движущая, причинная) (что мы рассматриваем, в какой форме, как оно изменяется, почему оно изменяется)

-креационизм – идеи о сотворении мира

-идеи разумного мироздания (Новое время, принцип наименьшего действия) – движущая сила-это целевая причина, она обуславливает текущие процессы.

Таким образом на рубеже XIX и XX вв., благодаря развитию естествознания, возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

СтивенсХоггинг (британец) – стадия, которая обеспечивает жизнь и существование живых в-в это стадия расширения.Рассуждения о стрелах времени – характеристики, описывающие разные параметры: термодинамическая (увеличение упорядоченности), космологическая (направленность расширения), психологическая (человек помнит прошлое, но не знает будущего).

31. Проблема живого в философии и науке, биогеохимическая стратегия изучения живого

Природа - это все сущее, бесконечное многообр конкретных проявлений бытия.

До того, как начало формироваться новое научное направление – биогеохимия (20ые годы 20 века) – живоерассматривалось с двух крайних позиций:

- механическая. Основа - редукционизм, где живое рассматривается как совокупность различных физических процессов.

- естественная. Основа – витализм, где живое – это особая сущность, которая существует за счёт какой-то особой силы.

Вопрос о происхождении жизни:

1. Гипотеза панспермии (жизнь зарождена в космосе, перенесена с космическими объектами на Землю). Транспермия – перенесение жизни (либо в виде молекул, либо в виде информационного поля, либо Вселенная сама живая а мы только паразиты и т.д.)

2. Эволюционная гипотеза (жизнь – результат естественной эволюции вещества в конкретных условиях; (при особых условиях в случайном порядке молекулы стали живыми)

3. стационарного состояния жизни, самозарождения, креационизм

Особенности живого:

1. Наличие открытой системы – возможность обмена веществом и энергией

Наши рекомендации