Вопрос 29 Проблема человека в философии экзистенциализма.
Экзистенциализм , также философия сущ-вования — направление в философии 20 в., акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не сущ-вовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», т.к. она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.Согласно Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на 2 сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», т.е. некой иррациональной реальности. Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В ре-те мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обст-вами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Понимание человека. В экзистенциализме, согласно Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который св-венен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё сущ-вование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
Вопрос 30 Бытие как центральная категория философии.Бытие — в самом широком значении — сущ-вование.Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект сущ-вования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens».Бытие, философская категория, обозначающая реальность, сущ-вующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Бытие и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное Бытие определяет сознание, требует «... объяснения об-венного сознания из об-венного бытия» (Ленин). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, Бытие налагает опр ограничения на его деят-ть, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем Бытие является источником и условием всех форм жизнедеят-ти человека. Бытие представляет не только рамки, границы деят-ти, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего Бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деят-ти превращает в действительность. Истолкование Бытие претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания Бытие как материальные, второй — как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке Бытие. Первый период — мифологическое истолкование Бытие.Второй этап связан с рассмотрением Бытие «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деят-ью человека. В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к Бытие, который исходит уже из анализа человеческого сущ-вования. Сущ-во развития научного и философского знания заключается в том, что человек всё более осознаёт себя как субъекта всех форм своей деят-ти, как творца своей соц жизни и форм культуры.
Вопрос 31 Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.Проблемы единства мира: На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом. Монизм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону уст-ва мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих сущ-вование 2 и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью Виды монизма: 1.Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 2.Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. Противоположность монизма - дуализм. Дуалисты считали, что сущ-вуют 2 равноправных начала, д2 независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейший представитель дуализма - Декарт. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными кач-вами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и об-венных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа сущ-вования белковых тел, являющихся ее материальными носителями. Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание и материя представляют собой 2 взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположники- Аристотель и Декарт. Др форма дуализма не признающего существование особой духовной субстанции — дуализм св-в(кач-в). Согласно дуализму св-в — не сущ-вует духовной субстанции, но мозг как материальное образование обладает уникальными, особыми св-вами (кач-вами) — которые порождают психические феномены.Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются. Плюрализм — философская позиция, согласно которой сущ-вует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале18 в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в кач-ве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. В конце 19—20 в. плюрализм получил распространение и развитие в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта , и эпистемологии. Эпистемологический плюрализм критикует классическую