Шри рамананда райя
До того, как Шри Чайтанья Махапрабху встретил Рамананду Райя, Сарвабхаума Бхаттачарья рассказал Господу, что в глубине познания науки мадхурья-расы Радха-Кришныникто не может сравниться с Раманандой Райем. Хотя в момент встречи Господь Чайтанья был ровно наполовину младше Рамананды, Господь сказал: «Мой дорогой Рамананда, мы с тобой безумцы и поэтому находимся на одном уровне». Рамананда Рай в миру был правителем Мадраса, но прежде всего он был поэтом, санскритологом, автором драм, прекрасно разбиравшимся в литературе, описывающей науку расы, а также в музыке, пении и танце.
Во время их десятидневных встреч в Видьянагаре, Господь Гауранга и Рамананда Райя обсудили все аспекты сознания Кришны. Получив благословение Господа, Рамананда ответил на все Его вопросы. Гаудия-вайшнава-ачарьи высоко ценят «Беседу Господа с Раманандой Райем» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, глава 8). Эта беседа называется «Рамананда Самвагх».
Рамананда Райя дал несколько ответов на первый вопрос Господа Чайтаньи: «Как достичь высшей цели жизни?» Он начал с описания варнашрамы-дхармы и постепенно дошел до кармарпаны, карматьяги, гьяна-мишра-бхакти, радха-бхакти, према-бхакти (дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья према) и радха-премы. Он также описал кришна-таттву, радха-таттву, радха-кришна према-таттву и према-виласа-виварту. Подтвердив, что в этом заключается высшая цель жизни, Господь Чайтанья спросил Рамананду, как достичь ее.
Рамананда Райя сказал: «Не проникнув в настроение гопи и не следуя по их стопам, человек не сможет войти в сокровенные игры Радха-Кришны. Нет другого способа обрести служение Радхе и Кришне в несущихнаслаждение рощах Вриндавана.
У гопи нет никаких желаний личного чувственного наслаждения. Их умы и тела предназначены лишь для наслаждения Кришны. Если преданный стремится вкусить нектар гопи-бхавы (спонтанного настроения любви гопи), он должен будет оставить этот мир и предписанные Ведами ритуалы и сосредоточиться на кришна-бхаджане. Тот, кто поклоняется Шри Кришне, встав на путь рагануга-бхакти, обретет общество Враджендра-нанданы во Вриндаване. Однако человек не сможет обрести блаженного общества Кришначандры во Вриндаване, просто следуя видхи-марге (пути служения Кришне посредством выполнения регулирующих принципов). Поэтому преданный должен принять гопи-бхаву и дни и ночи напролет помнить о Радха-Кришне» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.201-233).
После этой беседы Рамананда Райя увидел нечто, никогда не виденное ранее. Шри Чайтанья Махапрабху явил свою объединенную сущность Шримати Радхарани и Шри Кришны, и тут Рамананда упал без чувств, погрузившись в трансцендентное блаженство.
В Джаганнатха Пури Шрила Сварупа Дамодара Госвами, еще один возвышенный расика-вайшнав, присоединился к Рамананде Райе, чтобы вместе с ним служить Шри Гауранге Махапрабху. Они вместе помогали Махапрабху вкусить любовные экстатические переживания мадхурья-расы. Во время гамбхира-лилы Шри Чайтанья всю ночь находился в настроении Шримати Радхарани, страдающей от разлуки со Шьямасундарой. Воспевая собственные песни, а также стихи Видьяпати и Чандидаса, Рамананда Райя радовал Господа Гаурангу этими чарующими мелодиями. Кришна дас Кавираджа говорит, что когда Шри Чайтанья Махапрабху чувствовал сильную боль разлуки с Кришной, только беседы с Раманандой Райем о Кришне и мелодичное пение Сварупы Дамодары поддерживали в Нем жизнь.
Рамананда Райя был первым преданным, явившим чудесное разнообразие расы, которой Господь Чайтанья наслаждался в Своем сердце. Он увидел Шри Чайтанью Махапрабху как объединенную форму расараджи-махабхавы. Расараджа Шри Кришна и Махабхава-сварупини Шри Радха явились в единой чудесной и поразительной форме.
Однажды Господь Чайтанья сказал: «Хотя Я являюсь представителем отреченного уклада жизни, Мой ум приходит в беспокойное состояние даже при виде деревянной скульптуры женщины. Но Рамананда Райя превосходит Меня, потому что остается незатронутым даже в обществе молодых девушек». Конечно же, даже во сне не стоит пытаться имитировать необычайное поведение Шри Рамананды Райя. Он обучал молодых девушек, деви-даси, играть на сцене роли из его драматических постановок на тему расы, которые должны были быть продемонстрированы в храме для наслаждения Господа Джаганнатхи. Он даже омывал, массировал и одевал этих красивых девушек. Во всем творении только Рамананда Райя обладает качеством полного подчинения своих чувств и абсолютной отрешенности.
Встретившись с Бхаванандой Райем, отцом Рамананды, Господь Гауранга сказал: «В действительности, ты – Панду, а пятеро твоих сыновей – Рамананда, Гопинатха, Ванинатха, Каланидхи, Шудханидхи – это Пандавы».
Хотя его иногда называют Арджуной, в играх Радхи-Гопинатхи Рамананда Райя является Лалитой-сакхи. Однако некоторые вайшнавы утверждают, что он не отличен от Вишакха-деви. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи.