Подготовка к экзаменам
Подготовка к экзамену является формой самостоятельного мышления слушателей. У слушателей 1 и 2 курсов, у которых нет или очень небольшой опыт учебы в ВУЗе, экзамены вызывают особые беспокойства. Как же работать, чтобы результаты сессии были хорошими и отличными? На этот вопрос трудно дать ответ, одинаково приемлемый для всех слушателей. Многое зависит от индивидуальных особенностей слушателей, его подготовки, свойственного ему стиля работы и т.п.
Однако некоторые советы могут быть полезны всем. Прежде всего, необходимо совершенно четко уяснить, что за 3 и более дней, отводимых для подготовки к экзамену, возможно лишь повторить материал, уже изученный в течение семестра, обобщить и систематизировать свои знания по данной дисциплине. Заново изучит материал за эти дни невозможно. Отрывочные знания, заново полученные «штурмовым» порядком в дни подготовки к экзаменам, непрочны. Лучшим методом подготовки к экзаменам является планомерная, систематическая, настойчивая работа в течение всего семестра.
Учебники и хорошие конспекты, составленные слушателями в течение семестра, являются основным материалом при подготовке к экзамену. При этом следует иметь в виду, что подготовка только по одному, пусть даже очень хорошо отработанному конспекту, без учебника недопустима.
Важным элементом подготовки является консультация (индивидуальная или групповая). На ней слушатель может получить разъяснение по отдельным, наиболее трудным разделом изучаемого предмета.
Однако, консультация только тогда достигает цели, когда слушатель приходит к преподавателю с конкретными вопросами, которые почему-то остались неясными после проработки материала. Идти на консультацию для «выяснения общей обстановки» предстоящего экзамена – значит непозволительно тратить дорогое время.
Успешная подготовка к экзаменам во многом зависит от режима работы и отдыха в дни подготовки к экзаменам. Каждый слушатель имеет определенные особенности, свой стиль работы, привычки. Одни любит встать пораньше, лечь спать в 10 часов вечера, другие предпочитают задерживаться за работой позднее; одни привыкли делать небольшие перерывы через каждый час работы, другие отдыхают реже, но немного удлиняют свои перерывы; часть слушателей считают необходимым после обеда поспать минут 30, другая часть старается все это время отнести к ночному сну.
Но по ряду вопросов не может быть двух мнений, и по ним можно дать следующие рекомендации:
1. Режим дня, составленный на семестр, должен быть скорректирован, учитывая, что в период подготовки к экзаменам слушатель работает все время самостоятельно только той дисциплиной, по которой предстоит сдать экзамен.
2. Небольшие перерывы можно делать через час – два, но обязательно раза два в течение дня устраивать более длительные перерывы минут по 30-40, и проводить их на воздухе.
3. Готовиться к экзаменам необходимо продуктивно с первого дня, отведенного на подготовку. Пусть лучше останется лишним последний день подготовки, а не первый, тем более, что многим слушателям, как говорят, - «не хватает на подготовку одного дня».
4. Для сна необходимо не менее 7 часов. Нельзя отрывать время от сна. В противном случае можно измотаться за 2-3 дня, и последние дни будут использоваться непродуктивно, без прочного усвоения предмета. Тогда сон будет крепким, здоровым и восстановит силы.
5. Накануне экзаменов прогулку делать обязательно и лечь не позднее 11 часов вечера. Не выспавшись, слушатель не восстановит в достаточной степени своих сил и явиться на экзамен с тяжелой головой и плохим самочувствием. Слушатель, как показывает практика, в таком состоянии затрудняется ответить на самые элементарные вопросы экзаменатора.