ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. При реализации программы учебной дисциплины «Философия» используется современное мультимедийное оборудование.

При реализации программы учебной дисциплины «Философия» используется современное мультимедийное оборудование.

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплексом презентаций. Наиболее характерными являются следующие способы включения ТСО в занятие:

1) демонстрирование отдельных таблиц, презентаций для указания темы и цели занятия, постановки проблемы, иллюстрации;

2) демонстрирование фрагментов кино- или диафильмов для постановки проблемы, создания проблемной ситуации, иллюстрации культурных процессов, для пояснения особого сложных частей учебного материала

3) использование ТСО для проецирования на экран выполняемых преподавателем рисунков и схем;

4) сочетание фрагментов кинофильма с другими наглядными пособиями.

При изучении дисциплины предусматривается использование активной формы проведения занятий – семинаров (практических занятий).

Общими дидактическими целями семинарского занятия
являются:

· обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса;

· формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интегративности, единства и многообразия внутрипредметных связей.

5.2 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Примерный перечень вопросов для дифференцированного зачёта:

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии и особенности философского знания.

3. Структура философского знания.

4. Основные направления в философии.

5. Роль философии в культуре.

6. Особенности античной философии.

7. Ранние школы античности.

8. Атомизм Демокрита.

9. Этический рационализм Сократа.

10. Объективный идеализм Платона.

11. Метафизика Аристотеля.

12. Основные этапы развития средневековой философии

13. Характерные черты Средневековой философии.

14. Основные черты философии Возрождения.

15. Исторические и научные предпосылки философии Нового времени.

16. Основные проблемы и характерные черты философии Нового времени.

17. Теория эмпирического познания Ф.Бэкона.

18. Рационализм Декарта.

19. Проблема субстанции в философии Нового времени.

20. Основные положения философии марксизма.

21. Критика христианства и учение о сверхчеловеке Ф.Ницше.

22. Теория личности в философии психоанализа З.Фрейда.

23. Фрейдизм и неофрейдизм.

24. Проблема человека в философии экзистенциализма.

25. Понятие бытия. Основные теоретические подходы к проблеме бытия.

26. Проблема материи в философии.

27. Развитие материалистических представлений в науке.

28. Проблема источника познания в гносеологии.

29. Критерии научности познания.

30. Понятие истины, её характеристики.

31. Проблема критериев истины.

32. Истина и заблуждение.

33. Чувственная и логическая ступени познания.

34. Формы познания и язык.

35. Историческая эволюция форм познания.

36. Человек как предмет философского изучения.

37. Историческая эволюция картины человека.

38. Основные теории происхождения человека.

39. Феномен сознания и его различные трактовки.

40. Общество как предмет философского познания.

41. Основные теоретические модели общества.

42. Общество и его структура.

43. Социальная стратификация и социальная мобильность.

44. Динамика современной социальной структуры.

45. Политическая система и её элементы.

46. Проблема происхождения и природы государства.

47. Стадиальный и цивилизационный подходы к анализу истории.

48. Геополитический фактор в истории. Основные школы геополитики.

49. Техноцивилизация: перспективы развития.

50. Глобальные проблемы современности.

Тематика контрольных работ по КУРСУ «ФилософиЯ»

1. Философия как наука.

2. Возникновение философии: культурно-исторические предпосылки.

3. Проблема первоначала в греческой натурфилософии.

4. Пифагорейская школа и ее роль в античной традиции.

5. Античный атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура.

6. Проект идеального государства Платона.

7. Духовные основы любви в философии Платона.

8. Идеал мудреца в античной философии (источник – по выбору: Сократ, Сенека, Эпикур, Марк Аврелий).

9. Христианская критика античной культуры.

10.Тема земной власти в христианской философии (А.Блаженный, Ф.Аквинский).

11.Бог-мир-человек в учении Фомы Аквинского.

12.Пантеизм и натурфилософия эпохи Возрождени (Н.Кузанский, Д.Бруно).

13.Социальные проекты эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла).

14.Власть и мораль в учении Н.Макиавелли.

15.Полемика рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.

16.Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

17.Общество и государство в учении Т.Гоббса.

18.Социально-политические идеи философии Просвещения (источник – по выбору: Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.).

19. «Я» и «Ты» в философии Л.Фейербаха. Сущность человека и этика любви.

20. Философия «мировой скорби» А.Шопенгауэра.

21. Моральная диалектика С.Кьеркегора.

22. Генеалогия морали Ф.Ницше.

23. Инстинкт и культура в психоаналитической философии З.Фрейда.

24. Общество и человек в гуманистическом психоанализе Э.Фромма.

25. Критика современной цивилизации в радикальном психоанализе.

26. Порядок из хаоса: синергетика о процессах самоорганизации материи.

27. Проблема происхождения человека в мифологии, религии и науке.

28. Современная философская антропология о природе человека.

29. Свобода как философская проблема.

30. Что такое личность?

31. Проблема социальной реальности в социальной философии.

32. Проблема происхождения и природы государства в истории философской мысли (источник – по выбору).

33. Социальное неравенство: причины и следствия.

34. Семья как социальный институт: история и современность.

35. Демографические процессы в современном мире.

36. Герои и толпа: проблема движущих сил истории.

37. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

38. Культура и цивилизация в философии истории О.Шпенглера.

39. А.Тойнби о динамике цивилизационного процесса.

40. Стадиальный подход к анализу исторического процесса.

41. Русские мыслители об исторической самобытности России (источник – по выбору: Н.Бердяев, Г.Федотов, И.Ильин и др).

42. Техника и история: современные технократические концепции.

43. Восток и Запад как цивилизационные типы.

44. Россия: Восток или Запад?

45. Геополитка: классические и современные концепции.

46. НТР и ее социальные последствия.

47. Глобальные проблемы современности.

48. Кризис человека в современном мире.

49. ХХ1 век в зеркале футурологии.

50. Феномен глобализации и антиглобализм.

Наши рекомендации