Специфика неклассической философии. С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр
Диалектика Г.Гегеля
Гегель(1770-1831) Работы: «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Философия духа». Представитель объективного идеализма. Вообще диалектика – наука о развитии или теория развития, еще искусство вести спор (в греческих источниках) . История человечества для Гегеля – это история развития, познание себя и освобождения абсолютного духа. В основе всего существующего лежит Абсолютная идея, которая лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Высшая форма проявления духа – это философия. Принцип тождества бытия и мышления: субъект и объект познания совпадают. Логика Гегеля состоит из учения о бытии, учения о сущности, учения о познании. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. (Диалектическая триада - тезис, антитезис и синтез). Сформулировал 3 закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей. Метод Гегеля – это диалектика. Система замкнута -> возникает противоречие (недостаток философии Гегеля – непонятно, что будет когда дух познает себя).
Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии.
Специфика неклассической философии. С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр.
Период в истории западноевропейской философии с середины XIX до середины XX веков принято называть неклассическим. Развитие философских идей этого времени происходило в общем контексте осмысления и переинтерпретации достижений классики. Построение любой философской системы осуществлялось, либо, исходя из концептуальных идей предшествующей классической традиции, либо основывалось на их тотальном отрицании и неприятии, но так или иначе, новый – неклассический – тип философствования сформировался в результате развития, углубления и дополнения классических философских систем Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.
А.Шопенгауэр(1788-1860) – один из родоначальников постклассической философии. Главная черта его философского настроения – пессимизм. Основная работа – «Мир как воля и представление». Волю он считал предельным основанием бытия, для него воля – метафизически основной принцип (поэтому его называют волюнтаристом). Но мировая воля несет в мир боль и страдания. Ненасытность воли толкает человека на изматывающую борьбу, которая научает человека порабощать природу и других людей, культивирует все более жестокие формы эгоизма. Страдания – существенная часть жизни людей, и оно возрастает с познанием. 2 способа освобождения от злой воли – нирвана(отказ от желаний и аскетизм) и искусство. Представитель иррацоинализма - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
С.Кьеркегор(1813-1855) «Страх и трепет». Совершил поворот философии к единичному человеку. Подлинная действительность – индивидуальна, занимает место всеобщего. В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма. «Я-разумное» переходит в «я-страсть»[не знаю к чему это, было в тетради написано, видимо она так диктовала]. Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
24.Философские взгляды Ф.Ницше (по работам «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист»).
Ф.Ницше(1844-1900) Был последователем Шопернгауэра. Объявляет о том, что Бог умер, и это изменило все классическое мировоззрение, так как Бог присутствует во всех философских течениях. Человек теряет моральные границы своих действий, происходит переоценка ценностей.
«Так говорил Заратустра» Провозгласил идею сверхчеловека – высшую ступень развития человеческого вида, это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также Творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. В книге уделяется внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Воспевается идея необходимости идти своим путем. На первый взгляд может показаться, что идеи Ницше о сверхчеловеке и идеология фашизма это одно и то же, но это не так. Сверхчеловек Ницше – это философ футуролог, которой видит будущее человека и человечества вне каких-либо идеологий. Поклонение государству он считал наихудшим из зол.
«По ту сторону добра и зла»Он разоблачает недостатки тех, кого обычно называют «философами» и выявляет качества «новых философов»: воображение, настойчивость, оригинальность и «создание ценностей». Затем он оспаривает некоторые из основных предпосылок старой философской традиции наподобие «самосознания», «знания», «истины» и «свободы воли», объясняя их изобретением морального сознания. Вместо них он предлагает в качестве объяснения любого поведения тягу к власти. Он производит переоценку гуманистических убеждений, показывая, что даже жажда власти, присвоение и причинение боли слабому не являются абсолютно предосудительными.
«Антихрист»Поднимается проблема сущности христианства. «Смерть Бога» Ницше понимает как отказ от основополагающих основ христианства. По его мнению, христианство защищает все то, что вредно для человека, что его ослабляет. С Христосом, по Ницше, умерло и Евангелие, переродившись в христианство, в ненависть ко всему благородному и аристократическому. Именно протест против демократичности христианства привел Ницше к идее переоценки ценностей.
Еще одной особенностью творчества Ницше был стиль повествования – не академический, а литературный. Будучи изложенными в афористической манере(в форме афоризмов), большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.