Народная нравственность. (Этика.Тетра Системс 2001 г.)
(См. список использованных источников на стр .30 ; №2)
Национальные системы морали своеобразно оформляют всеобщие нравственные представления. Что такое народная нравственность? Понятно, что она идет из глубины истории, от корней рода человеческого. Моральные отношения зарождаются не сразу с образованием общества. Медленно и постепенно табу и обычаи трансформируются в механизмы моральной регуляции. Эти первоначальные формы нравственности и закладывают фундамент народной мудрости. К числу простейших нравственных представлений относятся: уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие, коллективизм.
Отношение к старшим – почтенное, уважительное - свойственно разным народам и разным временам. Это то, что объединяет все нравственные системы. Старость - это знания и мудрость , это жизненный опыт и связь поколений.
Особое место в культе старших у всех народов занимает мать. Даже у тех народов, у которых женщина – существо второго сорта ( азиатские страны ) – женщина – мать крайне уважаема и почитаема. (…)
(…) С установлением патриархата роль женщины постепенно отходит на второй план. Она хранительница очага, мужчины же ее глава. Его обязанность – обеспечивать женщину. В арабской, китайской традиции считалось допустимым иметь столько жен, сколько ты можешь прокормить, однако считалось, что безнравственно жениться вовсе, если ты беден. Роль женщины азиатской системы морали двояка. С одной стороны – это беспрекословное подчинение мужчине и его воле. Мужья имели право даже убивать своих жен, без каких-либо последствий. До сих пор в некоторых азиатских странах процветает традиция заключать браки «между семьями», когда только что родившихся детей – мальчика и девочку – объявляют мужем и женой (причем девочку могли отдать замуж за долги, по обещанию и т.д.). По достижению совершеннолетия они женятся и никто не спрашивает их желания. Муж – это «хозяин».
И в то же время женщина – мать – это полубожество. Проклятие матери страшнее любой казни. Слово матери беспрекословно. К тому же известны множество красивейших подтверждений любви мужчин – мусульман к женщине. Особенно ярко это прослеживается в фольклоре. Ни у одной
народности в мире нет такого прекрасного эпоса, какой есть у азиатских народов: «Сказки Шахерезады», в которых воспевается не только женская красота и находчивость, сколько женская мудрость. А известнейший мавзолей Тажд-Махал в Индии, построенный царем в честь своей любимой наложницы и вовсе является седьмым чудом света.
Таким образом, думается, что азиатская традиция отношения к женщинам находится в «плену» расхожих представлений и до конца не изучена.
В христианской (европейской) морали отношение к женщине регламентируется так же двояко. Достаточно вспомнить слова Апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям , яко Господу. Мужья, любите своих жен. Ибо как Господь возлюбил церковь свою, так и вы возлюбите своих жен, да будут двое – одна плоть.»Слова, подтверждающие единство мужского и женского начала и их взаимопроникновение и гармонию. Это же отношение мы встречаем и европейском фольклоре: «Каков муж – такова и жена.» «Жена мужем красна». Повинуйтесь, но лишь тому, кто тебя любит, как самого себя.
Интересен взгляд индийской философии на взаимоотношения мужчины и женщины. В трактовке индийских философов женское начало ИНЬ и мужское начало ЯНЬ должны находиться в безусловной гармонии. Знаменитый круг, в котором как бы сливаются воедино две капельки воды - таковы должны быть отношения мужчины и женщины.
Семейная мораль различных народов так же несколько отличается. В европейской традиции морали семья создается для продолжения рода, для того, чтобы выполнить предназначение человека на земле – продолжить род человеческий. В азиатской традиции семьи с большим количеством жен создается и для любовного удовлетворения и для того, чтобы иметь детей и для престижа. Чем больше жен – тем ты богаче.
Таким образом, разные народы по-разному воспринимают моральные установки, относящиеся к вопросу взаимоотношения полов. Тем не менее, общего в них тоже очень много. Понятие «традиции» в конечном счете складывается из понятия народная нравственность. Все праздники, которые мы и сегодня празднуем, имеют в истории какой-либо нравственный подтекст.
Патриотизм.
Чувство Родины, исконная связь с конкретной землей составляют аксиому нравственного сознания. У всех народов и во все времена культ Родины и ее защиты был одним из основных культов. Нет народа, который бы не дорожил землей своих предков, домом, где он вырос, не стремился бы приукрасить ее, защитить. Безусловное единение человека с той природой, местностью, где он родился отражается в народном эпосе и фольклоре.
Трудолюбие и богатство.
Идея неразрывного единства человека и земли является источником нравственной идеи трудолюбия. Отношение к труду часто выступает критерием нравственности. Ни у одного народа не в почете ленивые, фольклор всех народов высмеивает лень и паразитизм. «Лень – мать всех пороков» (лат.)
О богатстве же у разных народов разное представление. Зачастую в фольклоре встречается негативное отношение к богатству – богатые спесивы, высокомерны и суетны. Дело тут не в осуждении богатства как такового, а в порицании богатства незаслуженного. Народная мудрость одобряет не роскошь, а трудовую зажиточность, достаток.
Коллективизм.
Первое звено коллектива – семья. Семья и ее культ – тоже общее для многих народов. В европейской философской традиции семья воспринимается как оплот человека, неверность супругов карается и духовными и общественными законами. Азиатская мораль относится к вопросу семьи так же.
Далее коллективизм проявляется в отношении к обществу. Общество есть сфера самовыражения личности, и личности составляют общество. Но общество может и раздавить. Народная мудрость противоречива как и сама жизнь. Далеко не все заповеди, которые провозглашаются, выполняются.