Каковы основные этапы развития античной философии?
Древнегреческая философия возникла и развивалась на территории нынешней Греции, в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья, Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
Каковы характерные черты античной философии?
Каково содержание философии Демокрита?
(460–370 гг. до н.э.)
Миропонимание | Учение о познании |
Два первоначала мира: атомы и пустота | Душа – сочетание самых совершенных (шарообразных) атомов |
Атом – неделимая, мельчайшая частица, весь мир состоит из атомов | |
Атомы многообразны по форме и величине | Атом невозможно «увидеть» путем чувственного познания |
Атомы находятся в вечном движении, движутся в пустоте – в пространстве | Учение об «эйдолах» – тонких облачках, исходящих от вещей», воздействующих на органы чувств |
Тела – сочетания различных атомов | |
Круговорот атомов: сочетание (возникновение тел), распад сочетания (исчезновение тел) | Чувств восприятие – основной источник познания, но это «темное» знание о предметах, «светлое» знание – разум: о сущности мира, атомах и пустоте |
Звук, цвет и т.д. атомам не присущи, а существуют условно, «не по природе самих вещей» (идея – первичных и вторичных качеств) | Политические взгляды |
Тела не сотворены Богом, а существуют естественным путем, по необходимости | Демокрит – представитель античной демократии, противник рабовладельческой демократии |
Отождествление причинности и необходимости. Отрицание случайности как результата незнания |
В чем состоят особенности философии Сократа?
(469–399 гг. до н.э.)
Философия Сократа
(продолжение)
Каково содержание философии Платона?
(428/427–347 гг. до н.э.)
Платоновская триада
__________________
· Академия Платона создана в 387 г. до н.э. в пригороде Афин
и просуществовала около 1 000 лет – до 529 г. н.э.
· Платон оставил после себя около 30 философских диалогов: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы», «Софист», «Теэтет» и др.
Каково содержание философии Аристотеля?
(384 – 322 гг. до н.э.)
II. Учение о бытии
a). Нет «чистой идеи» вне связи с действительностью.
b). Есть лишь единичные предметы, определенные вещи.
c). Вещи – «индивидуумы» (т.е. неделимые).
d). Нет идей предмета как такового, а есть сам предмет
(идея леса – конкретный лес).
e). Индивиды – первичные сущности, а виды и роды – вторичные.
IV. Учение о философских категориях
V. Учение о материи
Аристотель – представитель философии дуализма. В учении Аристотеля содержатся элементы диалектики.
VI. Учение о причинах
Объективно-идеалистическое учение Аристотеля о форме (цели, стимуле) «объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму»
(В.И. Ленин).
В учении Аристотеля содержатся «живые зачатки и запросы диалектики» (В.И. Ленин о «Метафизике»).
VII. Учение о сознании
| |||||
a). Это учение содержит элементы гилозоизма.
b). Нет четкой постановки и решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания.
VIII. Учение о познании