Религиозная и философская картина мира
У человечества во все времена существовала потребность в осмыслении своего места в этом мире, понятия смысла жизни, создании целостной картины внешнего мира, делающей его понятным и объяснимым. Картины мира выстраивались на основе философских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире. В них вырабатывалось целостное понимание людьми мира и самих себя.
Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, т к. каждая из действующих религий сформировала свою картину мира, основанную на символах веры, религиозной догматике и культах. Их основанием является не совокупность знаний, а заблуждения и религиозная вера. Религиозная картина мира представлена большим разнообразием представлений о сущности религий. Зачастую она разнится или зависит от личных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опирался в своих философско-теологических исследованиях. В средневековой карт/не мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. В томисткой философии между Богом природой и человеком установлена непреодолимая дистанция, она допускает сближение Бога и человека, но исключает их полное слияние. Не изменила этого положения и философия Нового времени, установившая механическую картину мира. Бог по-прежнему стоял над миром в роли "творца" и "перводвигателя". Серьезные изменения в философско-религиозном мышления произошли с утверждением в европейской культуре диалектической картины мироздания, идеи единства мира и его саморазвитие. Влияние этой картины обнаруживается во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли.
В русской православной философии они нашли отражение в работах Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, в протестантской теологии - в концепциях А.Уайтхеда, в католицизме - П.Тейяра. Философская картина мира - это обобщенная, выраженная фил. понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с чел. жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития. Исходным понятием, на основе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Быть - означает существовать и признание этого факта - фала существования вещей, окружающего мира, природы, общества, человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Второй аспект проблемы бытия - признание чел. факта существования бытия как реальности. Третий аспект связан с признанием единства мироздания. Все многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяют то, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Благодаря этому факту явления образуют целостное единство мироздания. На основе категории бытия в фил. дается самая общая характеристика мироздания - все существующее это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этой оценкой согласны представители различных фил. школ, но мнения их расходятся при определении того, что служит объединяющим началом мироздания.
Для обозначения общей основы всего существующего в фил. выработаны два категории: субстрата и субстанции. Субстрат - это то, из чего все сделано это понятие тождественно материи. Субстанция -первооснова зсего существующего, внутреннего единства и многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых они существуют. Через понятие субстрат фил. объясняют из чего состоит бытие. Понятие субстанции фиксирует всеобщее основание бытия.
Философы при создании картины мира, исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея и др.).
Учение, в основе которого одно начало, называется монизм. Дуализм - учение, рисующее картину мироздания, опираясь на какие-либо разноценные начала. В истории философии преобладал монистический подход. Дуалистическую философию развивали Р Декарт и И.кант.
85 ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ**^ Система человеческого знания включает в себя четыре области: естествознание, технознание, обществоведение, человековедение. Проблему чел. изучает философская антропология, которая занимается мировоззренческим учением о чел., общей теорией чел., системой частных наук о человеке. Фил. стремится к постижению целостности личности, т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его общей картины.
В истории фил. существует традиция преемственности взглядов на природу и сущность человека. В античной фил. мысли чел. рассматривался как часть космоса, он полностью подчинен судьбе. Философия христианства рассматривала человека как состоящего из двух противоречивых начал -души и тела. Христианство считало главным признаком человека не разум, а пюбовь к богу. Христианство утверждало веру в бессмертие души.
Философия нового времени поставила на первое место в чел. его духовную сущность, освободившись от диктата церкви. Естествознание исследовало природу чел, что привело к признанию приоритета чел. разума в познании собственной сути.
Идеалистическая философия 19 - нач. 20 ве. добилась больших успехов в понимании сущности человека, но самый значимый фил. этого периода, занимающийся изучением чел., В.Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторического целого, как продукт деятельности. Фактически в этот период не было целостного учения о человеке.
Основные принципы диалектико-материалисти-ческого понимания были заложены фил. марксизма.
Самопознание человека - постоянно идущий процесс человек в течение своей жизни стремится к новым целям и идеалам. Диалектико-материалисти-ческая фил., определяя сущность чел., утверждает его как разумное социальное существо, являющееся субъектом труда, социальных отношений, общения.
Согласно фил. экзистенциализму, окружающий, мир враждебен и чужд человеку, а бытие его лишена смысла и иррационально. Смысл чел. жизни - в уходе от действительности и общении с Богом.
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Это вечная философская проблема человека, ответ о цели и смысле человеческого бытия, зависит от мировоззренческой и просто бытовой позиции человека. Зачастую смысл жизни определяют сугубо индивидуально, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые характером его деятельности. Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонностям; свою деятельность человек направляет на решение выбранных задач. Целью жизни могут стать образование, семья, дети, успех, обогащение, карьера и др.
Религиозная версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни. Все, за что страдает человек, преходяще. Только в душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источник всех начал. С теологической точки зрения, смысл бытия - в очищении от скверны земного бытия, соблюдение основных заповедей в процессе приготовлении к потусторонней жизни. В буддизме цель жизни - в отрешении от соблазнов бытия, погашению страстей и движению, к спокойному умиротворенному существованию. Протестантство основной жизненной целью ставит преуспевание на основе трудовой деятельности.
Атеистически нигилистическая версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни; человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.
Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э.Фрома утверждает смысл конечной чел. жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Чел. не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.
Цель жизни отдельного человека должна быть согласована с общечеловеческой целью - развитием богатства человеческой природы, универсальным всесторонним развитием человека.
ЗНАНИЕ, ВЕРА И УБЕЖДЕНИЕ
Знание воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, исключает ложную информацию, опирается на практику и факты. Оно делает истину доступной посредством доказательства. Знание - это результат познавательной деятельности, совокупность познания и навыков, необходимое условие той или иной деятельности
Вера - это сознательное признание чел. истины на основании преобладания субъективной значимости. Вера не сводится к понятию религия, это компонент внутреннего духовного мира чел., психический акт, элемент познавательной деятельности.
Понятие вера может полностью совпадать с понятием религия и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию.
Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение, она основывается на авторитете догматов и традиций.
Соотношение знания и веры не может быть решено в пользу одного или другого. Вера не может решить проблемы точных наук. Хотя ее досознательная связь с миром лежала в основе первооткрывателя во многих областях знания, вера предшествовала появлению знания. Она была в основе логики, воображения, чувственно-образного восприятия мира. Вера, покинувшая сферу религии, являлась могучим стимулом научного творчества, она обозначала уверенность в истинности научных выводов и правильности гипотез. Предметом веры могут быть те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой. В ситуации, когда недостает знания для принятия выбора той или иной гипотезы, исследователь руководствуется верой в правильность избранного пути.
Проблема роли веры и убеждения в познании может рассматриваться с позиций места в познавательном процессе субъективно-личностных факторов, в гносеологии признается важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для развития научного познания, принятия правильных практических решений исследователю необходима уверенность в достоверности своих знаний. Перед ним становится вопрос принятия принципиально новых решений и выбора методологических и мировоззренческих предпосылок, и в этом случае возрастает роль субъективного фактора. На различных этапах своего творчества исследователь может использовать веру и убеждение для стимуляции процесса познания.
А.Эйнштейн отмечал, что без веры в познаваемость мира естествознание не имеет смысла. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. На основе веры при отсутствии доказательной базы мы принимаем существование внешнего мира, трехмерность пространства, необратимость времени, развитие науки.
Убеждение и вера представляют собой субъективно-личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Человек отдает предпочтение и верит тем знаниям, которые находят подтверждение в его практической жизни.
Вера и убеждение предполагает волевое или эмоциональное отношение к познаваемому объекту: преодоление сомнения, волевой выбор, готовность к отстаиванию своих убеждений.
Вера и убеждение различаются по предмету применения и по основаниям принятого решения. Убеждение - это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает целеустремленность необходимую для реализации идеи.
Вопрос □ соотношении веры и знания был отражен в русской философии и творчестве славянофилов А.Хомякова и И.Киреевского. Они сделали попытку выработать систему православного миропонимании. На Западе вера ослаблена из-за утраты человеком "коренных понятий веры" и принятия установок материализма.
МОРАЛЬ И ЭТИКА
Мораль - это область из ряда этических ценностей, которая признается всеми адекватными членами общества. Под моралью понимают ценности и нормы, регулирующие поведение людей. Размеры и содержание этой со>еры меняются с течением времени и различны у разных слоев населения.
Этика - учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования практической философии. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможным этические (нравственные), правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью. Эти ценности необходимо искать во всех ситуациях и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. В современной жизни этическое рассмотрение и убеждение занимает все меньше места. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, располагаются в иерархическую лестницу, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности {воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и др.), ее завершает высшая мыслимая ценность. У каждого человека есть собственная "пирамида" ценностей. Основой этой пирамиды является принадлежность к какому-нибудь народу (общность языка и мышления). Группа объединенных ценностей создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценностей, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. ее свободу Согласно этике человек поступает правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая требует от него большей нравственной силы. В современной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей, социальная и христианская этики. Последняя основывается на положении о неизменной сущности и целесообразности всего существующего и признает божественную заповедь. С античных времен мораль понималась как умение человека управлять самим собой, как показатель ответственности личности за свои поступки, или roc подство разума над аффектами. Основной проблемой морали считается определение что "прилично", что делает возможным совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных интересов в пользу осуществления социальных задач. Мораль заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями .и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. В этом случае мораль характеризует чел. с точки зрения его способности жить в чел. обществе. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл.
Разумное поведение считается морально совершенным тогда, когда оно преследует цель, ставящую задачу достижения высшего блага. Люди по-разному принимают высшее благо: наслаждение, любовь к Богу, достижение успеха в обществе и др. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброи воле - это воля, чистая от соображений выгоды, меркантильности, житейского благоразумия.
Основными выражениями форм объективной морали являются добродетели (совершенные личные качества), например правдивость, доброта, честность и нормы, содержащие общественно поощряемые действия, напр., не лги, не укради и т.д.
Мораль оценивает как личность, так и общество.
Характерной особенностью морали является единство свободы воли и всеобщности. Мораль существует только при допущении свободы воли, она является автономией воли.
Личность сама выбирает законы своего существования, осуществляя выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом, т.к. она идеальна, не имеет ограничении и не является всеобщей реальностью. Мораль является значимым фактом, определяющим для личности картину мира.
ЛИЧНОСТЬ
В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Современная философия отмечает прогресс в статусе и приоритетах личности. Все чаще индивид предстает как репрезидент массы, происходит сильная деперсонификация индивида, его имя собственное заменяется порядковым или идентификационным номером. Система очень жестко диктует условия поведения, наказывая за отклонения от установленных ей рамок. В условиях рыночных отношений человек становится товаром со всеми присущими ему качествами, его можно купить и обменять, для лучшей , ликвидности необходимо придать "красивую упаковку". И если индивид стремится к успеху в данной системе, он должен полностью соответствовать стандартам, которые эта система установила, Подогнать индивидуальный характер личности под стандарты системы - это задача социальной классификации Э.Фромма. Функция социального характера состоит в наиболее максимальном использовании человеческой энергии на благо общества. При выборе варианта поведения индивид должен следовать установленному системой стандарту, при этом.выгода системы в прогнозируемости поведения, индивид получает удовлетворение, чувствуя себя ее составной частью.
К. Юнг пришел к выводу, что впияние научно-технического прогресса оказало пагубное влияние на , внутренний мир современного человека, его результат - глубокая депрессия, потеря веры в собственную значимость, неуверенность в завтрашнем дне. Юнг, используя творческий потенциал личности, погружал пациента в мир ирреальных ситуаций, обострял кризисные ситуации в его жизни, добивался при этом противопопожного эффекта, восстанавливал его жизненный тонус. В психоанализе К.Юнг видел возможность ухода личности от проблем современности. Один из основоположников фил. экзистенциализма . - С Кьеркегор - заявлял о неприменимости научных I методов в познании чепоаеческой личности. Человек в ситуации выбора представляет собой неустойчи-W вую, изменяющуюся систему. Кьеркегор представил теорию поэтапного движения к подлинному существованию: 1) эстетический этап, детерминация внешнего бытия, ориентация на наслаждения; 2) выполнение долга, следование законам морали; 3) приобщение к Богу, принятие сознательных страданий, самоуглубление.
Одно из фил. течений, занимающееся проблемами личности в современном мире - атеистический экзистенциализм. В современном своем варианте это учение отказывается от признания абсурдности человеческого существования, отдавая приоритет гуманистическим идеалам. Ф.Кафка видел смысл чел. жизни в уходе от проблем бессмысленности земной жизни к поискам способов реализации способностей человеческой личности, ее совершенствованию, проявлению воли и жизненной активности.
Христианский экзистенциализм, родоначальником которого считается Г.Марсель, предлагает современной личности единственный путь ее становления -приобщени к Богу. Социальная сторона человеческого существования должна уступить место чувству любви к Богу. Бог - самый верный ориентир на жизненном пути, самый надежный друг. Чувство любви к нему - свидетельство наличия абсолюта. Библейская антропология основана не на рациональной основе, исходящей из головы, ее основа - "сердце" - это основное понятие Ветхого Завета.
Философия персонализма ставит личность основным смыслом в развитии земной цивилизации, а главной своей задачей считает изучение чел. личности. Психоаналитик К.Юнг в работе "Психологические типы" разработал типологии характеров.
Экстраверты - люди, открытые внешнему миру. Интроверты-личности, погруженные всебя. Понятие "трансценденция" присуще личностям, стремящимся к высшим ценностям. Философы-персоналисты отличаются нетрадиционным анализом ценности личности. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется личностное общество, где люди объединяются по ту сторону системы.