Религиозная и философская картина мира

У человечества во все времена существовала по­требность в осмыслении своего места в этом мире, понятия смысла жизни, создании целостной картины внешнего мира, делающей его понятным и объясни­мым. Картины мира выстраивались на основе фило­софских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире. В них выра­батывалось целостное понимание людьми мира и самих себя.

Религиозная картина мира связывала его проис­хождение с идеей божественного творения. Целост­ной религиозной картины мира не существует, т к. каждая из действующих религий сформировала свою картину мира, основанную на символах веры, религи­озной догматике и культах. Их основанием является не совокупность знаний, а заблуждения и религиоз­ная вера. Религиозная картина мира представлена большим разнообразием представлений о сущности религий. Зачастую она разнится или зависит от лич­ных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опирался в своих философско-теологических исследованиях. В сред­невековой карт/не мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. В томисткой философии между Богом природой и че­ловеком установлена непреодолимая дистанция, она допускает сближение Бога и человека, но исключает их полное слияние. Не изменила этого положения и философия Нового времени, установившая механи­ческую картину мира. Бог по-прежнему стоял над ми­ром в роли "творца" и "перводвигателя". Серьезные изменения в философско-религиозном мышления произошли с утверждением в европейской культуре диалектической картины мироздания, идеи единства мира и его саморазвитие. Влияние этой картины об­наруживается во всех конфессиональных направле­ниях философско-богословской мысли.

В русской православной философии они нашли отражение в работах Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, в протестантской теологии - в кон­цепциях А.Уайтхеда, в католицизме - П.Тейяра. Философская картина мира - это обобщенная, вы­раженная фил. понятиями и суждениями, теоретиче­ская модель бытия в ее соотнесенности с чел. жиз­нью, осознанной социальной активностью и соответ­ствующая определенному этапу исторического разви­тия. Исходным понятием, на основе которого строит­ся философская картина мира, является категория бытия. Быть - означает существовать и признание этого факта - фала существования вещей, окру­жающего мира, природы, общества, человека являет­ся первой предпосылкой формирования картины ми­роздания. Второй аспект проблемы бытия - призна­ние чел. факта существования бытия как реальности. Третий аспект связан с признанием единства миро­здания. Все многообразие вещных и духовных явле­ний, природы и культуры объединяют то, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Благодаря этому факту явления об­разуют целостное единство мироздания. На основе категории бытия в фил. дается самая общая характе­ристика мироздания - все существующее это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этой оценкой согласны представители различных фил. школ, но мнения их расходятся при определении того, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения общей основы всего существую­щего в фил. выработаны два категории: субстрата и субстанции. Субстрат - это то, из чего все сделано это понятие тождественно материи. Субстанция -первооснова зсего существующего, внутреннего единства и многообразия конкретных вещей, собы­тий, явлений и процессов, посредством которых они существуют. Через понятие субстрат фил. объясняют из чего состоит бытие. Понятие субстанции фиксиру­ет всеобщее основание бытия.

Философы при создании картины мира, исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея и др.).

Учение, в основе которого одно начало, называет­ся монизм. Дуализм - учение, рисующее картину ми­роздания, опираясь на какие-либо разноценные на­чала. В истории философии преобладал монистиче­ский подход. Дуалистическую философию развивали Р Декарт и И.кант.

85 ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ**^ Система человеческого знания включает в себя четыре области: естествознание, технознание, обществоведение, человековедение. Проблему чел. изучает философская антропология, которая занима­ется мировоззренческим учением о чел., общей тео­рией чел., системой частных наук о человеке. Фил. стремится к постижению целостности личности, т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его общей картины.

В истории фил. существует традиция преемствен­ности взглядов на природу и сущность человека. В античной фил. мысли чел. рассматривался как часть космоса, он полностью подчинен судьбе. Философия христианства рассматривала человека как состояще­го из двух противоречивых начал -души и тела. Хри­стианство считало главным признаком человека не разум, а пюбовь к богу. Христианство утверждало веру в бессмертие души.

Философия нового времени поставила на первое место в чел. его духовную сущность, освободившись от диктата церкви. Естествознание исследовало при­роду чел, что привело к признанию приоритета чел. разума в познании собственной сути.

Идеалистическая философия 19 - нач. 20 ве. до­билась больших успехов в понимании сущности че­ловека, но самый значимый фил. этого периода, за­нимающийся изучением чел., В.Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторического целого, как продукт деятельности. Фактически в этот период не было целостного учения о человеке.

Основные принципы диалектико-материалисти-ческого понимания были заложены фил. марксизма.

Самопознание человека - постоянно идущий про­цесс человек в течение своей жизни стремится к но­вым целям и идеалам. Диалектико-материалисти-ческая фил., определяя сущность чел., утверждает его как разумное социальное существо, являющееся субъектом труда, социальных отношений, общения.

Согласно фил. экзистенциализму, окружающий, мир враждебен и чужд человеку, а бытие его лишена смысла и иррационально. Смысл чел. жизни - в уходе от действительности и общении с Богом.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Это вечная философская проблема человека, от­вет о цели и смысле человеческого бытия, зависит от мировоззренческой и просто бытовой позиции чело­века. Зачастую смысл жизни определяют сугубо ин­дивидуально, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые характером его дея­тельности. Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивиду­альности и наклонностям; свою деятельность человек направляет на решение выбранных задач. Целью жизни могут стать образование, семья, дети, успех, обогащение, карьера и др.

Религиозная версия смысла жизни говорит о бес­смысленности эмпирической жизни. Все, за что стра­дает человек, преходяще. Только в душе присутству­ют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бо­га как источник всех начал. С теологической точки зрения, смысл бытия - в очищении от скверны земно­го бытия, соблюдение основных заповедей в процес­се приготовлении к потусторонней жизни. В буддизме цель жизни - в отрешении от соблазнов бытия, пога­шению страстей и движению, к спокойному умиротво­ренному существованию. Протестантство основной жизненной целью ставит преуспевание на основе трудовой деятельности.

Атеистически нигилистическая версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жиз­ни; человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.

Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э.Фрома утверждает смысл конечной чел. жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Чел. не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.

Цель жизни отдельного человека должна быть со­гласована с общечеловеческой целью - развитием богатства человеческой природы, универсальным всесторонним развитием человека.

ЗНАНИЕ, ВЕРА И УБЕЖДЕНИЕ

Знание воспроизводит объективные законо­мерные связи реального мира, исключает ложную информацию, опирается на практику и факты. Оно делает истину доступной посредством доказательст­ва. Знание - это результат познавательной деятель­ности, совокупность познания и навыков, необходи­мое условие той или иной деятельности

Вера - это сознательное признание чел. истины на основании преобладания субъективной значимости. Вера не сводится к понятию религия, это компонент внутреннего духовного мира чел., психический акт, элемент познавательной деятельности.

Понятие вера может полностью совпадать с поня­тием религия и выступать как религиозная вера, про­тивоположная рациональному знанию.

Религиозная вера предполагает не доказательст­во, а откровение, она основывается на авторитете догматов и традиций.

Соотношение знания и веры не может быть реше­но в пользу одного или другого. Вера не может ре­шить проблемы точных наук. Хотя ее досознательная связь с миром лежала в основе первооткрывателя во многих областях знания, вера предшествовала появ­лению знания. Она была в основе логики, воображе­ния, чувственно-образного восприятия мира. Вера, покинувшая сферу религии, являлась могучим стиму­лом научного творчества, она обозначала уверен­ность в истинности научных выводов и правильности гипотез. Предметом веры могут быть те идеи, кото­рые еще не получили достаточного логического обос­нования и не подтверждены практикой. В ситуации, когда недостает знания для принятия выбора той или иной гипотезы, исследователь руководствуется верой в правильность избранного пути.

Проблема роли веры и убеждения в познании мо­жет рассматриваться с позиций места в познаватель­ном процессе субъективно-личностных факторов, в гносеологии признается важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для развития научного познания, принятия правильных практиче­ских решений исследователю необходима уверен­ность в достоверности своих знаний. Перед ним становится вопрос принятия принципи­ально новых решений и выбора методологических и мировоззренческих предпосылок, и в этом случае возрастает роль субъективного фактора. На различ­ных этапах своего творчества исследователь может использовать веру и убеждение для стимуляции про­цесса познания.

А.Эйнштейн отмечал, что без веры в познавае­мость мира естествознание не имеет смысла. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. На основе веры при отсутствии дока­зательной базы мы принимаем существование внеш­него мира, трехмерность пространства, необрати­мость времени, развитие науки.

Убеждение и вера представляют собой субъектив­но-личностное отношение человека к объективно не­однородному знанию. Человек отдает предпочтение и верит тем знаниям, которые находят подтверждение в его практической жизни.

Вера и убеждение предполагает волевое или эмо­циональное отношение к познаваемому объекту: пре­одоление сомнения, волевой выбор, готовность к отстаиванию своих убеждений.

Вера и убеждение различаются по предмету при­менения и по основаниям принятого решения. Убеж­дение - это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически под­твержденное знание о действительности. Знание и убеждение однопорядковые явления. Знание в тео­ретической форме выражает объект действительно­сти. Убеждение переводит этот объект в практиче­скую сферу. Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает целеустремленность необходимую для реализации идеи.

Вопрос □ соотношении веры и знания был отражен в русской философии и творчестве славянофилов А.Хомякова и И.Киреевского. Они сделали попытку выработать систему православного миропонимании. На Западе вера ослаблена из-за утраты человеком "коренных понятий веры" и принятия установок мате­риализма.

МОРАЛЬ И ЭТИКА

Мораль - это область из ряда этических цен­ностей, которая признается всеми адекватными чле­нами общества. Под моралью понимают ценности и нормы, регулирующие поведение людей. Размеры и содержание этой со>еры меняются с течением вре­мени и различны у разных слоев населения.

Этика - учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования практической филосо­фии. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможным этические (нравственные), пра­вильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью. Эти ценности необходимо искать во всех ситуациях и в личности. Этика способ­ствует пробуждению оценивающего сознания. В со­временной жизни этическое рассмотрение и убежде­ние занимает все меньше места. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспита­нию или этическому чувству, располагаются в иерар­хическую лестницу, базис которой образуют бессоз­нательно осуществляемые жизненные ценности {во­ля к жизни, потребность в пище, половая потребность и др.), ее завершает высшая мыслимая ценность. У каждого человека есть собственная "пирамида" цен­ностей. Основой этой пирамиды является принад­лежность к какому-нибудь народу (общность языка и мышления). Группа объединенных ценностей создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требова­нию, исходящему от ценностей, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Этика предполага­ет, что человек имеет возможность выбора, т.е. ее свободу Согласно этике человек поступает правиль­но в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая требует от него большей нравственной силы. В современной философии преобладают три основ­ных типа этических систем: этика ценностей, соци­альная и христианская этики. Последняя основывает­ся на положении о неизменной сущности и целесооб­разности всего существующего и признает божест­венную заповедь. С античных времен мораль понималась как умение человека управлять самим собой, как показатель от­ветственности личности за свои поступки, или roc подство разума над аффектами. Основной пробле­мой морали считается определение что "прилично", что делает возможным совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществ­ления жизненных интересов в пользу осуществления социальных задач. Мораль заключается в добро­вольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувства­ми, стремлениями .и действиями сограждан, их инте­ресом и достоинством всего общества в целом. В этом случае мораль характеризует чел. с точки зре­ния его способности жить в чел. обществе. Она при­дает человеческому общежитию изначально само­ценный смысл.

Разумное поведение считается морально совер­шенным тогда, когда оно преследует цель, ставящую задачу достижения высшего блага. Люди по-разному принимают высшее благо: наслаждение, любовь к Богу, достижение успеха в обществе и др. Нацелен­ность разума на высшее благо обнаруживается в доброи воле - это воля, чистая от соображений выго­ды, меркантильности, житейского благоразумия.

Основными выражениями форм объективной мо­рали являются добродетели (совершенные личные качества), например правдивость, доброта, честность и нормы, содержащие общественно поощряемые действия, напр., не лги, не укради и т.д.

Мораль оценивает как личность, так и общество.

Характерной особенностью морали является единство свободы воли и всеобщности. Мораль су­ществует только при допущении свободы воли, она является автономией воли.

Личность сама выбирает законы своего существо­вания, осуществляя выбор между природной необхо­димостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом, т.к. она идеальна, не имеет огра­ничении и не является всеобщей реальностью. Мо­раль является значимым фактом, определяющим для личности картину мира.

ЛИЧНОСТЬ

В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Современная философия отмечает прогресс в статусе и приоритетах личности. Все чаще индивид предстает как репрезидент массы, происходит сильная деперсонификация индивида, его имя собственное заменяется порядковым или идентификационным номером. Система очень жестко диктует условия поведения, наказывая за отклонения от установленных ей рамок. В условиях рыночных отношений человек становится товаром со всеми присущими ему качествами, его можно купить и обменять, для лучшей , ликвидности необходимо придать "красивую упаков­ку". И если индивид стремится к успеху в данной системе, он должен полностью соответствовать стандартам, которые эта система установила, Подогнать индивидуальный характер личности под стандарты системы - это задача социальной классификации Э.Фромма. Функция социального характера состоит в наиболее максимальном использовании человеческой энергии на благо общества. При выборе варианта поведения индивид должен следовать установленному системой стандарту, при этом.выго­да системы в прогнозируемости поведения, индивид получает удовлетворение, чувствуя себя ее состав­ной частью.

К. Юнг пришел к выводу, что впияние научно-технического прогресса оказало пагубное влияние на , внутренний мир современного человека, его результат - глубокая депрессия, потеря веры в собственную значимость, неуверенность в завтрашнем дне. Юнг, используя творческий потенциал личности, погружал пациента в мир ирреальных ситуаций, обострял кризисные ситуации в его жизни, добивался при этом противопопожного эффекта, восстанавливал его жизненный тонус. В психоанализе К.Юнг видел возможность ухода личности от проблем современности. Один из основоположников фил. экзистенциализма . - С Кьеркегор - заявлял о неприменимости научных I методов в познании чепоаеческой личности. Человек в ситуации выбора представляет собой неустойчи-W вую, изменяющуюся систему. Кьеркегор представил теорию поэтапного движе­ния к подлинному существованию: 1) эстетический этап, детерминация внешнего бытия, ориентация на наслаждения; 2) выполнение долга, следование зако­нам морали; 3) приобщение к Богу, принятие созна­тельных страданий, самоуглубление.

Одно из фил. течений, занимающееся проблемами личности в современном мире - атеистический экзи­стенциализм. В современном своем варианте это учение отказывается от признания абсурдности чело­веческого существования, отдавая приоритет гумани­стическим идеалам. Ф.Кафка видел смысл чел. жизни в уходе от проблем бессмысленности земной жизни к поискам способов реализации способностей челове­ческой личности, ее совершенствованию, проявле­нию воли и жизненной активности.

Христианский экзистенциализм, родоначальником которого считается Г.Марсель, предлагает современ­ной личности единственный путь ее становления -приобщени к Богу. Социальная сторона человеческо­го существования должна уступить место чувству любви к Богу. Бог - самый верный ориентир на жиз­ненном пути, самый надежный друг. Чувство любви к нему - свидетельство наличия абсолюта. Библейская антропология основана не на рациональной основе, исходящей из головы, ее основа - "сердце" - это ос­новное понятие Ветхого Завета.

Философия персонализма ставит личность основ­ным смыслом в развитии земной цивилизации, а главной своей задачей считает изучение чел. лично­сти. Психоаналитик К.Юнг в работе "Психологические типы" разработал типологии характеров.

Экстраверты - люди, открытые внешнему миру. Интроверты-личности, погруженные всебя. Понятие "трансценденция" присуще личностям, стремящимся к высшим ценностям. Философы-персоналисты отли­чаются нетрадиционным анализом ценности лично­сти. Обществу как совокупности исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется личностное общество, где люди объединяются по ту сторону системы.

Наши рекомендации