Классическая немецкая философия. 5 страница
властью. В силу этих обстоятельств он догматизируется, превращается в "во-
инствующий материализм", становится монопольно насаждаемым пропаган-
дой, образованием, вполне аналогичным по своим функциям религиозному
догмату, стремящимся к тотальному уничтожению иных мировоззренческих
форм (что характерно именно для религиозных войн того или иного рода).
Но адекватные границы материализма в культуре – сфера производст-
венной деятельности, "здравый смысл", физикалистские науки. Когда же он
выносится за указанные границы, это ведет к уничтожению самостоятельно-
го, самодовлеющего мира идеального, к которому восходят религия, мораль,
собственно личностные качества человека.
Ведь правила вхождения в мир идеального – иные, нежели практические
либо естественнонаучные процедуры, хотя они и не содержат ничего мисти-
ческого, "потустороннего". Они связаны с феноменом рефлексии. Уничтоже-
ние же мира идеального? "аннигилирующего" в ситуации тотальной монопо-
лии материализма, ведет и к ликвидации собственно гуманистической ипо-
стаси человека, к его роботизации (“человек-винтик”). К этому следует доба-
вить, что философия диалектического и исторического материализма играла
ещё и роль средства манипулирования научным сообществом. Последнее
приводило к реанимации преодолённых мировой наукой натурфилософских
форм знания (“лысенковщина”), третированию генетики, кибернетики и т.п.
Марксистская философия. Марксистская философия возникла в сере-
дине XIX века. Она была обусловлена промышленной революцией конца
XVIII века, связанной с использованием пара в промышленности и на транс-
порте; развитием и усилением буржуазии, появлением нового класса – про-
летариата, который жестоко эксплуатировался буржуазией. В Европе прошли
буржуазные революции, но их победы не улучшили положения пролетариа-
та, который неоднократно выступал против эксплуатации и бесправия. Но
эти выступления были жестоко подавлены.
Появление марксизма, как идеологии пролетариата, было обеспечено
развитием науки: открытие и обоснование закона сохранения и превращения
энергии, эволюционной теории Дарвина, клеточной структуры вещества и
т.д. А также общественных наук: английской классической политэкономии,
немецкой классической философии и утопического социализма.
Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818
– 18883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) После увлечения неогегель-
янством, фейербахианством и революционным демократизмом произошел их
переход на коммунистические позиции, взаимное сближение и последующая
совместная работа.
Основные направления исследований: сущность человека, отношение
человека к миру, взаимоотношение людей, человек и общество, законы раз-
вития общества. В нашей стране и в других странах осуществлявших социа-
листическое строительство в течение десятков лет имело место безмерное
возвеличивание Маркса и Энгельса. А в 90-х годах те же люди, которые вос-
хищались Марксом и Энгельсом подвергли их труды столь же необъектив-
ной и необоснованной критике. В то время, как выдающиеся представители
философской мысли ХХ века дают более объективную оценку К. Марксу, так
Бертран Рассел писал, что К. Маркс был человеком, возродившим материа-
лизм, давшим ему новую интерпретацию и новое соответствие с человече-
ской историей. Кроме того, он – последний из великих системостроителей,
преемник Гегеля, так же веривший в некую рациональную формулу, объем-
лющую развитие человечества. Карл Поппер, критиковавший позиции мар-
ксизма, отмечал: Маркс часто подвергается критике, поэтому мне казалось,
что суровую критику его теорий следует сочетать с сочувственным понима-
нием его поразительной моральной и интеллектуальной привлекательности.
Макс Вебер оценил данное Марксом материалистическое понимание истории
как первый шаг в познании капитализма, как научное открытие. Он считал,
что многому у Маркса научился.
В чем суть вклада К. Маркса в философию?
Ф. Энгельс указывал на два основных открытия К. Маркса: а) открытие
и обоснование прибавочной стоимости, б) материалистическое понимание
истории.
Теория прибавочной стоимости относится к экономическим наукам.
Суть ее состоит в том, что часть стоимости товаров, производимых на капи-
талистических предприятиях, которая создается неоплаченным трудом наем-
ных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается
капиталистом. По Марксу, это специфическая форма капиталистической экс-
плуатации работников.
Основной философский раздел марксизма – материалистическое пони-
мание истории. Сущность его сводится к распространению последовательно-
го материализма на историю общества. Иными словами – как в природе ма-
терия первична, а сознание вторично, производно. Так и в обществе – обще-
ственное бытие первично, а сознание вторично. Общественное бытие опре-
деляет сознание.
К. Маркс и Ф. Энгельс вычленяли в общественном бытие основные ус-
ловия материальной жизни общества: географическую среду, плотность на-
родонаселения и общественное производство.
Под географической средой К. Маркс и Ф. Энгельс понимали природные
условия жизни человека. Уже в период жизни и деятельности Маркса в об-
щественной мысли имели место географический детерминизм и геополитика.
Представители географического детерминизма утверждали, что географиче-
ская среда играет решающую и определяющую роль в жизни народов и лю-
дей. Вытекающая из этой позиции геополитика основывалась на том, что в
соответствующей географической среде формируются народы более талант-
ливые, более способны и имеющие право поэтому на ряд преимуществ перед
другими народами, в том числе и на расширение территории своего обитания
за счет территории других народов.
Ярким примером такой политики была политика германского фашизма.
Маркс и Энгельс утверждали, что географическая среда имеет огромное
влияние на жизнь человека. Без соответствующих географических условий
человек и человечество не могут существовать. Вместе с тем, по их мысли,
естественные условия безразличны к потребностям людей, но общество пре-
образует их и подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в исполь-
зовании и изменении географической среды принадлежит человеку. А мас-
штабы, характер и формы этого изменения зависят от общественного строя и
прежде всего от характера производственных отношений.
Плотность народонаселения. Еще во 2-ой половине XVII века англий-
ский экономист Т. Мальтус сформулировал позицию, согласно которой чис-
ленность населения имеет тенденцию раста в геометрической прогрессии, а
средства существования людей могут увеличиваться только в арифметиче-
ской прогрессии. В результате этого наступает перенаселение, с которым не-
обходимо бороться естественными мерами: голод, эпидемии, войны и искус-
ственным сокращением рождаемости. Эта позиция, получившая название
мальтузианства, претерпела определенную эволюцию, но сущность её сохра-
нилась. Маркс и Энгельс, признавая важность определенной плотности наро-
донаселения, показали несостоятельность мальтузианства.
Они доказали, что решающее воздействие на жизнь и социализацию об-
щества оказывает способ производства материальных благ. Это подтвержда-
ется всей историей развития цивилизации человечества, на протяжении кото-
рой наибольших успехов достигали народы, имевшие наиболее развитое
производство. при этом упор Марксом и Энгельсом делался на производство
материальных благ, обуславливающее социальный, политический и духов-
ный процессы жизни общества вообще.
Способ производства – это исторически конкретное единство произво-
дительных сил и производственных отношений, это материальная основа
общества, определяющая его особенности и развитие. Производительные си-
лы – это система субъективных (человек) и вещественных (техника) элемен-
тов, осуществляющих “обмен веществ” между обществом и природой в про-
цессе производства. Производительные силы выражают активное отношение
людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении ее
богатств. В ходе этого процесса воспроизводятся условия существования че-
ловека и происходит убыстряющийся и совершенствующийся процесс ста-
новления и развития самого человека. Производительные силы образуют ве-
дущую сторону способа производства, основу развития общества.
Главная производительная сила – сами люди, участвующие в процессе
производства. Их производственный опыт, трудолюбие, активность и трудо-
способность, задачи, которые они перед собой ставят, определяют потенциал
общественного производства. Порождением их ума и труда являются веще-
ственные элементы производительных сил – средства производства и средст-
ва потребления. Средства производства состоят из средств труда, при помо-
щи которых человек воздействует на природу, и предметов труда, на которые
направлен труд человека. Важнейшую составную часть средств труда со-
ставляют орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Средства
производства образуют материально-техническую базу способа производст-
ва.
В настоящее время, в период бурного научно-технического прогресса в
производительные силы включается наука – сфера человеческой деятельно-
сти, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности.
Производственные отношения - это система материальных экономиче-
ских отношений между людьми в процессе производства и движение обще-
ственного продукта от производства до потребителя. Это отношение собст-
венности (отношение к средствам производства). Они пронизывают все сфе-
ры экономических отношений: производства, обмена, распределения и по-
требления материальных благ. Производственные отношения придают всем
общественным явлениям исторически определенное социальное качество.
Производственные отношения являются социальной формой производи-
тельных сил. Вместе они составляют две стороны каждого способа производ-
ства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных от-
ношений, характеру и уровню развития производительных сил. Согласно
этому закону производственные отношения определяются производительны-
ми силами и выступают как определенные социальные формы их развития.
Но, развиваясь, производительные силы перерастают рамки сущест-
вующих производственных отношений, и последние тормозят дальнейшее
развитие производительных сил. Нарастает противоречие между производи-
тельными силами и производственными отношениями, переходящее в кон-
фликт. Он, согласно К. Марксу, разрешается социальной революцией, унич-
тожающей старые и утверждающей новые производственные отношения, но-
вый способ производства.
Исходя из материалистического понимания истории К. Маркс выдвигает
и обосновывает свою теорию исторического прогресса. ядром ее является
«формационный» подход к историческому развитию. Маркс применяет в ис-
следовании исторического развития диалектический метод повторяемости и
обновления, следуя которому выделяет общее и особенное в социальном
строе различных стран в разные исторические периоды и обобщает их со-
стояния в одно основное понятие – общественно-экономическая формация –
это тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии,
общество, находящееся на определенной ступени исторического развития,
общество со своеобразным отличительным характером.
Маркс и Энгельс вычленяют пять общественно-экономических форма-
ций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистиче-
ская и коммунистическая. Каждая последующая формация является более
прогрессивной в области экономики, культуры, быта и других сторон чело-
веческой жизни по сравнению с предыдущей. По мысли основоположников
марксизма силой развития общества всегда был и будет народ. А результаты
присваивали себе те или другие классы эксплуататоров. Первобытнообщин-
ный строй – первая неантагонистическая формация. Последующие три фор-
мации являются классовыми и антагонистическими. Буржуазные производ-
ственные отношения Маркс считал последней антагонистической формаци-
ей. На смену ей должна прийти коммунистическая фармация, которая по
мысли Маркса и Энгельса открывает подлинно человеческую историю. Пе-
реход от одной общественно-экономической фармации к последующей осу-
ществляется революционным путем, т.е. путем насилия. Мера насилия зави-
сит от силы сопротивления свергаемого господствующего класса и строя.
Возможность обратного движения общества Маркс и Энгельс допускали
только в виде временного зигзага.
Переход от антагонистических фармаций к коммунистической Маркс и
Энгельс считали особенно сложным ввиду полной, категорической смены
всех сторон общественной жизни. Они утверждали, что с одной стороны у
пролетариата нет иного пути, ибо капитализм неизбежно доведет его до пол-
ной «пауперизации». С другой стороны капиталисты теряют все. Острота
противоречий неизбежно должна привести к особенно острой борьбе. Учи-
тывая это, Маркс и Энгельс утверждали, что социалистическая революция
может победить только одновременно во всех странах или, опять же одно-
временно, в большинстве наиболее развитых капиталистических странах.
После победы социалистической революции неизбежен переходный пе-
риод от капитализма к коммунизму. На протяжении этого периода для окон-
чательного подавления сопротивления свергнутых классов необходима дик-
татура пролетариата. Сама коммунистическая фармация должна состоять из
двух фаз: а) социализм, б) коммунизм. Первая фаза опять же переходная с
распределением материальных благ и духовных ценностей по труду. Вторая
фаза – высший уровень производства и культуры, бесклассовое общество с
распределением по потребностям.
В настоящее время формационный подход к истории К. Маркса и Ф. Эн-
гельса подвергается критике. Ему противопоставляется цивилизационный
подход. Суть его в том, что, во-первых, по мнению сторонников этого подхо-
да, история развивается не скачкообразно, а эволюционно, постепенно. Во-
вторых, ведущее место в общественном прогрессе играет не экономика, а
культура в самом широком смысле этого слова. В-третьих, не меньшую, а в
определенных случаях большую роль в общественном процессе, играют не
объективные, а субъективные факторы. Некоторые сторонники этой позиции
– С. Кара-Мурза и другие утверждают, что в природе все происходит по объ-
ективным законам, а в обществе такие законы не действуют. Это не ново. Та-
кую позицию уже давно отстаивали французские просветители и русские на-
родники.
По существу обе позиции имеют свои плюсы и минусы. Формационный
подход: минусы – не все указанные Марксом фармации проявились во всех
странах мира, фетишизация экономики. Цивилизационный подход: минусы –
сплошная эволюционность в общественном прогрессе, необоснованное пре-
увеличение субъективного фактора. И разве можно назвать цивилизацией
господство фашизма в Германии 30-х – 40-х годов, атомную бомбардировку
Японии, подготовленную человечеством угрозу атомной войны, экологиче-
ского кризиса, небывалый размах терроризма и наркомании. Но обе позиции
имеют и несомненные плюсы. Формационный подход – конкретность и
обоснованность. Цивилизационный подход – ведущая роль культуры в ши-
роком смысле слова, включающей в себя и экономику.
После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса сложились два направления мар-
ксизма. Ведущими идеологами первого направления стали Э. Бернштейн
(1850 – 1932 гг.) и Карл Каутский (1854 – 1938 г.г.) Ведущим идеологом вто-
рого был В.И. Ленин (1870 – 1924 г.г.) Последователями Бернштейна и Каут-
ского являются правые социал-демократические партии современности. По-
следователями Ленина – коммунистические партии.
Э. Бернштейн утверждал, что марксизм устарел и предлагал вернуться к
философии Канта. Выступал с критикой всей системы марксизма. Пытался
опровергнуть теорию стоимости и обнищания масс. Выступал против проле-
тарской революции и диктатуры пролетариата, вообще против насилия и ка-
тастрофизма. Утверждал, что пролетарская революция может привести к
хаосу и разрушению производительных сил, что пролетариат не способен ор-
ганизовать производство. Отрицал возможность построения социализма. Со-
циализм, по его мнению, это только идеал. Отстаивал программу постепен-
ных реформ и компромиссов с целью улучшения положения рабочего класса
под лозунгом: «Движение всё, конечная цель - ничто».
Карл Каутский (1854 – 1938 г.г.) был несколько ближе к марксизму, чем
Бернштейн. Он, по его словам, пытался систематизировать и осовременить
философские и социально-политические идеи Маркса. Но ряд основных
принципов марксизма отвергал. Не принимал большевизм.
Каутский отрицал партийность философии. Доказывал совместимость
научного социализма и немарксистских философских систем. Отрицал связь
между господством монополий и политикой империализма. Выдвигал тео-
рию «ультраимпериализма», как перспективу развития новой фазы капита-
лизма, свободной от ряда негативных сторон, присущих капитализму совре-
менному К. Марксу. Отрицал неизбежность пролетарской революции. Ок-
тябрьскую революцию в России встретил враждебно. Был против диктатуры
пролетариата. Противопоставлял ей «последовательную» демократию. Более
или менее ортодоксальными последователями этого направления являются
социал-демократические партии современности.
Ведущим идеологом другого направления признан Владимир Ильич Ле-
нин (1870 – 1924 гг.) Ленин - ортодоксальный марксист. Вёл решительную
борьбу против Бернштейна, Каутского и их последователей. Он развивал
теорию К. Маркса и Ф. Энгельса в плане ускорения пролетарской революции
и ужесточения диктатуры пролетариата в условиях враждебного капитали-
стического окружения.
Ленин беспощадно критиковал идеализм и контрреволюцию. Развивая
позиции К. Маркса и Ф. Энгельса, создал теорию социалистической револю-
ции. Он доказывал, что в новых исторических условиях начала ХХ века со-
циалистическая революция может победить и в одной отдельно взятой стра-
не, даже если эта страна не относится к числу наиболее развитых капитали-
стических стран. Для этого, по Ленину, необходима последовательно мар-
ксистская партия пролетариата. Ленин создал такую партию и руководил
Октябрьской революцией.
Ленин создал план социалистического строительства в одной отдельно
взятой стране. Существенной позицией этого плана была разработка новой
экономической политики (НЭП), в которой содержались основные положе-
ния плана современных реформ, к сожалению не реализованных в СССР 20-х
– 30-х годов.
Последователями Ленина в большей или меньшей мере являются совре-
менные коммунистические партии.