Тема 7. Философский анализ

Общественной жизни

Цели: 14, 20, 21, 22, 32

Предмет философии в анализе общественной жизни. Понятия общественного бытия и общественного сознания. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни и человеческой истории. Понятие общественного производства жизни. Материальное производство как основа общественной жизни. Производственные и непроизводственные отношения: диалектика взаимосвязи. Источник развития, этапы и движущие силы общественного производства. Понятие способа производства. Определяющий характер способа производства. Формы собственности в общественном производстве жизни. Совокупность непроизводственных отношений и соответствующих им форм общественного сознания. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Содержание семинарских занятий

1. Общественное производство жизни как философская проблема. Основы философского понимания общественной жизни. Общество как система. Структурные элементы общества.

2. Общественное производство как основа жизни общества. Взаимосвязь производственной и непроизводственной сфер общественной жизни. Определяющий фактор общественной жизни и его значение в развитии общества.

3. Непроизводственная сфера общественной жизни. Структура и взаимосвязь элементов. Значение каждого из элементов в жизни социального субъекта.

Контрольные вопросы

1. Что составляет предмет философского анализа общественной жизни?

2. Какова основа понимания жизни общества, индивида, социальной группы, т.е. социального субъекта?

3. В чем принципиальное отличие существования человека и жизнедеятельности животного?

4. Что составляет содержание понятия общественного производства жизни?

5. Какими структурными элементами представлена общественная жизнь людей?

6. Каков характер взаимосвязи элементов общественного устройства?

7. Что такое собственность?

8. Многообразие форм собственности.

9. Каковы последствия в организации общественной жизни при наличии разных форм собственности?

10. В чем необходимость (если она существует) смены форм собственности?

11. Выражает ли смена форм собственности развитие общества?

12. Непроизводственные отношения и их необходимость.

13. Что такое общественное сознание, каково его место в общественной жизни?

14. Формы общественного сознания.

15. Составляет ли содержание предмета философии отношение человека к окружающему миру или место человека в этом мире?

Отвечая на вопросы, студент:

– учится пониманию общественной жизни на основе философского подхода;

– выбирает и классифицирует отличительные признаки в существовании животного и человека;

– выстраивает элементный состав и взаимосвязь элементов общественного устройства;

– обнаруживает источник общественного развития и его основные этапы;

– находит основные следствия в организации общественной жизни разных форм собственности;

– выстраивает логику общественного развития в процессе формационного развития;

– характеризует взаимовлияние общественного бытия и общественного сознания;

Проблемные задания

1. Изложите основу философского понимания общественной жизни в отличие, например, от социологического. Как соотносятся идеалистическое и материалистическое понимания жизни общества, если практическое содержание общественной жизни одно? Возможны ли другие способы понимания общественной жизни? В чем истина?

2. Развивается ли общество? Что составляет основу развития и каковы последствия развития? При каких условиях можно совместить развитие современного общества и благо человечества, если это вообще совместимо?

3. Место собственности в жизни общества. Причина смены формы собственности: субъективная или объективная? Каковы последствия смены и выгодно это кому-либо?

4. Существует ли идеальная форма собственности? Возможно ли поэтому идеальное общество и каковы его основные признаки?

5. Существует ли объективная логика общественного развития? Основные ее черты. Понятие общественного прогресса. Можно ли назвать исходную причину гибели цивилизации?

6. Понятие отчуждения. Его обусловленность общественным устройством. Взаимосвязь отчуждения и общественного устройства. Возможно (необходимо) ли преодоление отчуждения? Каковы последствия процесса преодоления?

Тема 8.Философское понимание человека

Цели: 23, 24, 26

Понятие человека. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек как личность. Понятие народа, нации. Место народных масс в историческом процессе. Свобода и необходимость в человеческом существовании. Общество и культура.

Смысл человеческого существования. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Политические, правовые, нравственные и другие аспекты человеческого бытия. Ценностная проблематика жизни людей. Человек в системе культуры. Понятие человека культурного. Искусство и его место в жизни человека. Религиозные взгляды и свобода совести.

Содержание семинарских занятий

1. Человек как философская проблема. Проблема человека в истории философии. Основа понимания человеческого в различных исторических условиях.

2. Объективные основания человеческой определенности. Политика, право, мораль, искусство, религия в человеческом существовании.

3. Человек и культура. Практическое освоение человеком культурного наследия. Человек и культурное творчество

Контрольные вопросы

1. Философские основы понимания человека.

2. Является ли общество системой?

3. В чем необходимость государственной формы правления?

4. Что делает человека человеком?

5. Каковы слагаемые исторического процесса?

6. Что делает человека личностью?

7. В чем необходимость культурной составляющей общественной жизни и исторического процесса?

8. Что характеризует человека культурного?

9. Смысл человеческого существования: один на всех или у каждого свой?

10. Чем может помочь философия в поиске смысла человеческого существования?

11. Возможна ли общественная жизнь без насилия?

12. Что ценит человек?

13. Что дает человеку искусство?

14. Является ли искусство обязательной составляющей общественной жизни?

15. В чем необходимость (если она существует) религиозного воззрения на мир и человека?

Отвечая на вопросы, студент:

– учится философскому пониманию человека на основе выявления специфических признаков существования;

– анализирует необходимость перехода к государственной форме правления;

– обнаруживает основу и содержание личностного в чело-
веке;

– характеризует культурообразующие факторы общественной жизни и существования человека;

– формулирует основные признаки форм общественного сознания и обосновывает их необходимость для общественной жизни;

– находит и интерпретирует ценностное содержание человеческого существования.

Проблемные задания

1. По выражению Аристотеля, «Человек – это политическое животное». Почему для занятия политикой достаточно быть животным? Что дает политика человеку? Обязательно ли ею заниматься каждому? Занятие политикой: выбор или необходимость?

2. В. Белинский высказал мысль: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и пр., но худо не быть при этом человеком». Что имеет в виду автор? К чему еще обязывает звание быть человеком, если не к тому, чтобы быть ученым, поэтом и пр.?

3. Что характеризуется в историческом (или ином) процессе словами А. Чехова: «Говорят: в конце концов правда восторжествует; но это неправда»?

4. Не странно ли звучит для человеческого существования высказывание французского философа Вольтера: «Быть годным только для самого себя – значит никуда не годиться».

5. Религиозные тексты предписывают, как нужно жить человеку. В чем причина того, что люди не живут по заповедям, известным многие тысячелетия?

Тема 9.Исторический прогресс и философия глобальных проблем человечества

Цели: 20, 21, 22, 25, 30, 31

Понятия прогресса и регресса. Составляющие прогресса в общественном развитии. Концепции прогресса и проблема его критериев. Смысл истории и идеалы прогресса.

Понятие будущего и его периодизация. Научное обоснование предвидения будущего и критерии предвидения. Методология прогнозирования будущего в общественном развитии. Научно-технические революции и альтернативы будущего.

Понятие глобальности применительно к анализу общественной жизни. Общественный прогресс и глобальные проблемы человечества. Генезис глобальных проблем. Иерархия глобальных проблем и общечеловеческие ценности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Предыстория и история развития человеческого общества.

Содержание семинарских занятий

1. Прогресс как философская проблема. Материальные и духовные составляющие общественно-исторического прогресса. Смысл общественно-исторического прогресса.

2. Проблема будущего в истории философии. Научные основы прогнозирования будущего. Логика и варианты прогнозирования.

3. Логика и необходимость возникновения глобальных проблем. Содержание глобальных проблем и способы их разрешения.

Контрольные вопросы

1. Какими чертами характеризуется прогрессивное развитие общества?

2. В чем принципиальное отличие прогрессивного и регрессивного?

3. Имеются ли ограничения в прогрессивном развитии общества?

4. Какие факторы общественной жизни обеспечивают прогресс?

5. Какое противоречие является исходным в обеспечении прогрессивного развития?

6. Чем может помочь философия в анализе факторов, обеспечивающих прогресс общества?

7. Что является основой понимания общественного прогресса?

8. В какой мере общественный прогресс является управляемым?

9. К чему обязывает общественный прогресс отдельного человека, социальную группу, отдельное общество и человечество в целом?

10. Какова мера предвидения будущего?

11. Каковы в Вашем понимании, идеалы будущего?

12. Что спасет мир и чем в этом может помочь философия?

Отвечая на вопросы, студент:

– выделяет основные признаки прогресса общественной жизни;

– обосновывает выбор признаков спецификой человеческого существования;

– выдвигает философское обоснование выделенных признаков;

– высказывает сознательное отношение к выбору признаков;

– прогнозирует развитие человеческой цивилизации на основе предложенных признаков.

Проблемные задания

1. Известный ученый Н.Н. Моисеев выразил мнение, что человечество в своем движении или деградирует или возникнет новая цивилизация, но вопрос остается открытым. Что мешает сегодня человечеству успешно двигаться к созданию новой цивилизации, если это равносильно выживанию человеческого общества? Есть также мнение, что в десяти заповедях Моисея представлены необходимые и достаточные условия для выживания человеческого общества. Что мешает воспользоваться этими установками?

2. Есть мнение, что мир спасет красота. Что имеется в виду и в каком смысле красота может так помочь человечеству? Что (Кто) создаст эту красоту, где и в чем предпосылки этой красоты? Возможно, что необходимым критериям красоты должен отвечать каждый человек. Какими чертами должен обладать человек, чтобы быть красивым? Предположительно: красив человек отвечающий заповедям Моисея. Реально ли это?

Наши рекомендации