Мировоззрение и его исторические типы.
Введение
Мировоззрение и его исторические типы.
1.1 Понятие мировоззрения.
1.2 Исторические типы мировоззрения.
Основной вопрос философии
Заключение
Список литературы
Введение
Данная контрольная работа посвящена теме «Философия, ее смысл и ценность». Предназначение философии не меняется со времен древних мыслителей и до наших дней - это попытка дать ответ на интересующие людей теоретические и практические вопросы. Можно сказать, что философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях». Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытие в мире, теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец. Свою собственную историю, т. е. историю философии, которая является собой существенную составляющую предмета философии. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философия - это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиям, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.
Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек».
Задача философии – дать ответы на многие неразрешенные вопросы о человеке, мире, обществе.
Методом философии является рациональный способ объяснения действительности. Философия стремится к логической связи и обоснованности своих положений. В этом ее отличие от мифологии, религии, искусства, которые так же рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его логического объяснения.
Выделяют три основных проблемы философии:
· Проблема человека.
· Проблема мира.
· Проблема взаимоотношения мира и человека.
Специфика философского знания заключается в следующем:
Философия стремится к логической связи и максимальной обобщенности своих положений.
Философское знание гуманитарно ориентировано. Оно нацелено на изучения человека, его внутреннего мира.
Большинство философских вопросов являются вечными. Если наука имеет дело с проблемами, которые рано или поздно можно решить, то философия имеет дело с вечными вопросами, среди которых – вопрос о происхождении мира и человека, о смертности и бессмертии души и другие.
Философия всегда несет в себе печать личности мыслителя. При ответе на тот или иной вопрос философов отвечает с учетом своей личной позиции.
Мировоззрение и его исторические типы.
1.1 Понятие мировоззрения.
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. А также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картой мира.
Универсальная карта мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывался о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают картину мира, которая дает обобщенное значение о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенном мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, его способности понять это мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения. Взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Мировоззрение - это представление о мире в целом и об отношении человека к этому миру.
1.2 Исторические типы мировоззрения.
Существуют разные взгляды на то, по каким признакам можно выделить самостоятельные или относительно автономные типы мировоззрения; существенным оказывается также вопрос о главных и неглавных формах мировоззрения. За основу разграничения форм и их разновидностей могут быть взяты такие, к примеру, признаки:
- способы духовного освоения мира;
- уровни субъекта мировоззрения;
- этнические и расовые особенности;
- социально-технологические признаки;
- социально-классовые градации;
- общая мировоззренческая ориентация;
- уровни научного освоения объектов;
- характер практики;
- отношение к направленности развития общества;
- характер мироощущения;
- формы познания.
Нередко имеются сочетательные формы, когда одновременно используются разные признаки деления мировоззрения. Иногда при этом возникают гармоничные связи. Чаще всего к основным типам относят: мифологическое, религиозное, натуралистское (сциентистское) и философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно-эмоциональном переживании мира, или на общественных иллюзиях, рожденных неадыкватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижении людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручения диких животных.
Задача мифа не состоит в том, что бы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.
Обычно миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с будущем, и это обеспечивало духовную связь поколений.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Важной стороной мифологической формы мировоззрения была магия. Она охватывала часть бытия мира первобытного человека и в максимальной мере проявлялась во взглядах и действиях особых личностей или групп людей (магов, колдунов, шаманов), выделившихся из остальных членов племени или рода своими важными функциями, главными из которых были способности установления связей с миром мифов, тесного с ними общения и получение благодаря такому общению реального воздействия на других людей и на природу. Считалось, что маг несет в себе тотем своего племени, который связывает его с мифологическими силами, является его частью и в то же время имеет связь с родом, с обычными членами рода. Да же внешний вид мага призван напоминать всем остальным о священном животном (птице, насекомом), находящемся не только вовне, но и внутри мага. Этот тотем призван помогать племени, но только маги способны вызвать через него нужные последствия. Тотемом считалось особое животное (птица, насекомое, растение и т.п.) на него нельзя было охотиться, нанести вред или убить.
В подготовку мага к его деятельности входило овладение магическими принципами мышления. Первый принцип гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, второй - закон соприкосновения, или заражения.
В магическом знании отражалось как фундаментальная ограниченность примитивной практики, так и стремление выйти из нее. Магия оказалось социально значимой.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала религия. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса на мир естественный и сверхъестественный.
В религии главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является творческая всемогущая сила - Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира и оказывается также творцом мира естественного. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
На протяжении истории человечества религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.
В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие – «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику.
Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы дать человеку силы противостоять злу и несправедливости, дает надежду на спасение в «иной жизни» как воздаяние за поведение в этой жизни. Отсюда следует другая функция – нравственно-социальная; религия призвана сеять в душах людей покой, мир, любовь, она регулирует формы поведения и общения. Учитывая, что религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, определенные объяснения природы, общества человека, мира в целом, следует выделить и мировоззренческую функцию. Религия способствует в известной степени сохранению и развитию культуры, способствует единению, общению людей в любви и добре.
В атмосферу религиозного мира оказывается вовлеченным весь индивид со всеми духовными потребностями.
Натуралистская форма мировоззрения стала формироваться еще в первой половине XIX в., когда появились негативные стороны натурфилософии, отрицательно влиявшие на естествознание и мышление ученых-натуралистов. Натурфилософские размышления стали все больше оказывать отрицательное воздействие на развитии науки. Одной из важнейших специфических сторон такой формы мировоззрения являлись негативное отношение к философии и стремление решать мировоззренческие вопросы посредством обращения к естественнонаучным понятиям и принципам. Формирование такого «научного» мировоззрения чаще всего происходило на фоне крупных естественнонаучных достижений и демонстрации эффективности теоретических и эмпирических понятий, которые при этом вырабатывались.
Натуралистское мировоззрение есть представление о мире и об отношении человека к миру с точки зрения понятий, принципов какой-то одной частной науки или системы понятий ряда таких наук.
Натуралистское мировоззрение базируется на частнонаучной картине мира, оно есть та же частнонаучная картина мира (биологическая, физическая или в целом естественнонаучная), но абсолютизированная в своей мировоззренческой значимости, неправомерно распространенная на всю доступную человеческому взору действительность и используемая для решения мировоззренческих проблем.
На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрения» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большой степенью научности, чем просто мировоззрение.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
В массовом сознании философия нередко представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни отвергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» - философ, даже если он и не подозревает об этом.
Философская мысль есть мысль о вечном, но это не значит, что сама философия вне истории. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями.
Научно-теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысло-жизненный, ценностно-ориентирующий, т.е. мировоззренческий, тип философского сознания в целом.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как единое цельное мировоззрение есть далеко не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.
Основной вопрос философии
Философия возникла в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:
Эта проблема существует в различных формулировках:
· как отношение духа к природе
· мышления к бытию
· отношения души и тела
· «Я» и «Не-Я»
· создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.
Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, например Ф. Шеллинга, Ф. Энгельса, получила название основного вопроса философии. Основнымвопросом философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) или по-другому -вопрос об отношении материи и сознания.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостногознания об окружающем мире и месте человека в нем,а этоявляется главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии –онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) -первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) -второй стороны основного вопроса: познаваем или не познаваем мир?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления –материализм и идеализм,атакжеэмпиризм и рационализм.