Романтизм как тип философского и мировоззренческого и художественного

К 18 – началу 19 вв. для России идеи романтизма смешиваются с идеями просвещения. Сегодняшняя идея: ничего нового быть не может, может быть лишь смесь. Романтизм стоит на рубеже этих идей, это последнее европейское движение в культуре.

Романтизм – возникает желание пересмотреть взгляды просвещения. Художественная реакция на социальную действительность. Представлен во всех странах Европы и Америки, представлен авторами Байрон, Гюго “речи о религии”, ”монологи” Шеллинг и Фихте. На русской почве – Тютчев, Лермонтов, Пушкин испытывали тяготение к романтизму. В советские времена романтизм понимался как врожденное по идеологии течение, реакционное, т.к. выступало с критикой Гурге. Социально-экономические предпосылки – реакция на бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин - протест против диких первоначальных норм капитализма). Многие Просветители отшатнулись от идей Просвещения (смертные казни и т.д.). Романтизм как бы был этим ответом. 18 и 19 в. связан с ростом национального самосознания, особенно в России – поиск идеала человека, что представляет русский человек или нравственной совершенствование.

Понимание “образцов культуры” всегда ли западная культура позитивно сказывается на национальной культуре? Западники призывали забыть о национальных особенностях – это всего на всего проявление отсталости России. Романтизм означал поворот к скрытым традициям – герметизма, к традициям древнего сознания, мистики. Активизация в виде братств, масонства.

Преформизм – позиция количественного роста. На смену ему идет идея эпигенез – качественное изменение организма. Р.Декарт говорил, что натура лишала все природные тела, одухотворяя мысли и превращая их в бездушные тела. Проявляется интерес к гуманитарным наукам: истории, наук по культуре, религии. Романтизм начинает разрабатывать идеи аксеологии.

Просвещение Романтизм
1. Природа понимается механически. Бог дает первый толчок, но участие не принимает. Возрождение идеи атомизма. Рассекает природу на части. 2. Познание: господствует разум, а материал дает чувства. Главная роль – наука, первенство объективного. Сам человек изучается как объективное природное существо. Ученные пытаются исследовать человека как телесное существо. Человек определяется с точки зрения его мест в обществе и рода его занятий. “человек – совокупность всех общественных отношений”(Морк). Незаменимых людей нет. Общество уравнивается с машиной. Понимали развитие всего человечества по одному пути. Идеалистическое отношение к природе. Природа одухотворяет, но с ней есть движение, стремление к высшему, находится в творческом процессе. Органическое целое в котором жизнь бродит и есть скрытая мысль и пройдет время и природа сможет еще сделать качественные изменения. Рационализм – как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека. Нужно чувствовать окружающую природу. Огромную роль приобретет воображение, интуиция, а главное не постижение окружающей действительности, а человек, способный к созданию. Элемент культуры не наука, а искусство. Высшее качество – свобода творчества, гениальность. Искусство высший вид культуры. Высшая деятельность в искусстве принадлежит гению, реализация его абсолютная свобода. Знание должно быть цельное. Романтики не видят ничего зазорного, если религия, философия, искусство объединятся. Субъективность – главное от сюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы. Дружба, ненависть, страх и т.д. экзистенциональные процессы. Романтики увлекают – образы самых разных героев. Романтики не приемлют существование жизни, которое уравнивает людей. С точки зрения романтиков каждый человек образует целостность общества. Современное общество должно быть или разрушено, либо это далекое будущее, отвергает городскую цивилизацию. Движение каждого народ по своему пути, каждый народ индивидуальность.

Вопросы:

1. Назовите факторы становления науки?

2. Что было толчком для развития науки?

3. Перечислите три этапа формирования научной картины?

4. Какова суть эпохи просвещения?

5. Сравнительная характеристика романтизма и эпохи просвещения.

Категориальный анализ понятий:

Герменевтика- искусство понимание знака, т.е. разъясняющий (истолковывающий). Это искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации внутри явления.

Философия просвещения - объединение палитры разных идей касающегося общественного устройства, морали, науки, культуры.

Преформизм – позиция количественного роста.

Рационализм – как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека.

Субъективность – главное отсюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы.


Наши рекомендации