Романтизм как тип философского и мировоззренческого и художественного
К 18 – началу 19 вв. для России идеи романтизма смешиваются с идеями просвещения. Сегодняшняя идея: ничего нового быть не может, может быть лишь смесь. Романтизм стоит на рубеже этих идей, это последнее европейское движение в культуре.
Романтизм – возникает желание пересмотреть взгляды просвещения. Художественная реакция на социальную действительность. Представлен во всех странах Европы и Америки, представлен авторами Байрон, Гюго “речи о религии”, ”монологи” Шеллинг и Фихте. На русской почве – Тютчев, Лермонтов, Пушкин испытывали тяготение к романтизму. В советские времена романтизм понимался как врожденное по идеологии течение, реакционное, т.к. выступало с критикой Гурге. Социально-экономические предпосылки – реакция на бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин - протест против диких первоначальных норм капитализма). Многие Просветители отшатнулись от идей Просвещения (смертные казни и т.д.). Романтизм как бы был этим ответом. 18 и 19 в. связан с ростом национального самосознания, особенно в России – поиск идеала человека, что представляет русский человек или нравственной совершенствование.
Понимание “образцов культуры” всегда ли западная культура позитивно сказывается на национальной культуре? Западники призывали забыть о национальных особенностях – это всего на всего проявление отсталости России. Романтизм означал поворот к скрытым традициям – герметизма, к традициям древнего сознания, мистики. Активизация в виде братств, масонства.
Преформизм – позиция количественного роста. На смену ему идет идея эпигенез – качественное изменение организма. Р.Декарт говорил, что натура лишала все природные тела, одухотворяя мысли и превращая их в бездушные тела. Проявляется интерес к гуманитарным наукам: истории, наук по культуре, религии. Романтизм начинает разрабатывать идеи аксеологии.
Просвещение | Романтизм |
1. Природа понимается механически. Бог дает первый толчок, но участие не принимает. Возрождение идеи атомизма. Рассекает природу на части. 2. Познание: господствует разум, а материал дает чувства. Главная роль – наука, первенство объективного. Сам человек изучается как объективное природное существо. Ученные пытаются исследовать человека как телесное существо. Человек определяется с точки зрения его мест в обществе и рода его занятий. “человек – совокупность всех общественных отношений”(Морк). Незаменимых людей нет. Общество уравнивается с машиной. Понимали развитие всего человечества по одному пути. | Идеалистическое отношение к природе. Природа одухотворяет, но с ней есть движение, стремление к высшему, находится в творческом процессе. Органическое целое в котором жизнь бродит и есть скрытая мысль и пройдет время и природа сможет еще сделать качественные изменения. Рационализм – как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека. Нужно чувствовать окружающую природу. Огромную роль приобретет воображение, интуиция, а главное не постижение окружающей действительности, а человек, способный к созданию. Элемент культуры не наука, а искусство. Высшее качество – свобода творчества, гениальность. Искусство высший вид культуры. Высшая деятельность в искусстве принадлежит гению, реализация его абсолютная свобода. Знание должно быть цельное. Романтики не видят ничего зазорного, если религия, философия, искусство объединятся. Субъективность – главное от сюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы. Дружба, ненависть, страх и т.д. экзистенциональные процессы. Романтики увлекают – образы самых разных героев. Романтики не приемлют существование жизни, которое уравнивает людей. С точки зрения романтиков каждый человек образует целостность общества. Современное общество должно быть или разрушено, либо это далекое будущее, отвергает городскую цивилизацию. Движение каждого народ по своему пути, каждый народ индивидуальность. |
Вопросы:
1. Назовите факторы становления науки?
2. Что было толчком для развития науки?
3. Перечислите три этапа формирования научной картины?
4. Какова суть эпохи просвещения?
5. Сравнительная характеристика романтизма и эпохи просвещения.
Категориальный анализ понятий:
Герменевтика- искусство понимание знака, т.е. разъясняющий (истолковывающий). Это искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации внутри явления.
Философия просвещения - объединение палитры разных идей касающегося общественного устройства, морали, науки, культуры.
Преформизм – позиция количественного роста.
Рационализм – как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека.
Субъективность – главное отсюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы.