Каковы основные социальные функции философии?
Философия в любом обществе выполняет определенные социальные функции. К ним относятся следующие, основные…
Познавательная функция философии состоит в том, что она дает обществу знания: это система наиболее общих понятий о мире, о его познании, о месте человека в мире и смысле его существования, о взаимоотношении бытия и мышления, а значит, это наука о всеобщем, о наиболее общих принципах человеческой деятельности и законах природы, общества, вместе взятых мышлениях. Равнозначна ли философия любой науке, стоит ли она в одном ряду с другими науками? И да, и нет. Это наука, но, как явствует из ранее данного определения, наука специфическая. Если другие науки дают нам конкретное знание об отдельных или особенных сферах бытия, то философия, отвлекаясь от частного и даже особенного, дает нам целостную картину бытия на уровне общего и всеобщего.
В этом смысле философский взгляд на мир можно сравнить
с взглядом на окружающее как бы с «высоты полета» в отличие от взгляда с любой земной точки. Но философия не может обойтись без данных наук и опыта (ибо оторвется от действительности и впадет в спекуляции, схоластическое теоретизирование): факты опыта и данные различных наук – факты философии как науки. Повышать научность современной философии – это значит преодолеть иллюзорность подхода, обратиться к анализу реалий, отбросить штампы, стереотипы, изжить различные извращения, порожденные идеологизированными наслоениями и чрезмерной политизацией науки, филисским меркантилизмом. Философия должна гибко, конкретно-исторически реагировать на проблемы, которые ставит перед нею жизнь. Философия и науки должны всегда быть в обоюдовыгодном, равноправном союзе, не отрываться друг от друга, а взаимодополнять в плане диалектического тождества специфического, особенного, общего и всеобщего.
Сказанное особенно емко проявляется в следующей, методологической функции философии. Следует отметить, что выполнение данной функции в разной мере присуще различным философским системам и предполагает преодоление натурфилософской традиции, что наиболее последовательно было сделано философией диалектического материализма. Однако методологические проблемы решает (или пытается ставить и решать) и ряд других философских систем – например, неопозитивизм, постпозитивизм
(К. Поппер), критический рационализм, философская герменевтика.
Философия как методология – это учение о методе, о наиболее общих принципах, способах, формах познания и деятельности. Давая знания о всеобщем методе, философия помогает другим наукам (не подменяя их) избрать общее верное направление деятельности и осуществлять ее, применяя конкретно свои специфические методы. В этом плане методологическую роль философии по отношению к другим сферам познания и деятельности можно представить в аналогиях: маяк – и команда корабля; компас – и путник. Свою специфическую методологическую роль философия играет также в теории и практике социального управления.
Конструктивно-прогностическая, критическая функция философии состоит в том, что, осуществляя критику наличной действительности, давая знание о всеобщем, о принципах бытия и его общих законах, она служит в качестве средства интеллектуальной разведки, предвидения, прогнозирования в общих чертах основных тенденций развития познания и практики. К примеру, в лоне философии была выдвинута гипотеза строения материи из атомов (Демокрит), принципы дополнительности и соответствия (в диалектических законах Г. Гегеля), неисчерпаемость электрона (В.И. Ленина), затем обоснованные и развернутые в конкретных науках. Следует отличать выполнение критической функции философией от критиканства, т.е. от зряшного отрицания анализируемого, от очернительства всего и вся, от неконструктивного подхода к действительности. Вместе с тем нерациональна и противоположная крайность, состоящая в изъятии из философии ее критицистского характера
и превращающая ее в апологетику.
Философия выполняет также функцию одного из важнейших средств научного управления обществом. Давая знание общих принципов и законов бытия, философия обеспечивает возможность осознать и организовать на рациональной основе деятельность человека и общества.
Философские принципы объективности, всесторонности рассмотрения, рассмотрения в развитии, конкретно-исторического подхода составляют теоретическую и методологическую базу принципов и требований научного управления обществом. Их использование дает возможность в управлении социальными процессами избежать субъективизма, волюнтаризма, однобокости, догматизма, абстрактности и т.п., а значит, добиваться эффективности управления.
Одна из важнейших функций философии – мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия определяет его характер, общую направленность, основу содержания. Отсюда мировоззрение может быть по характеру материалистическим или идеалистическим. Принадлежность философа к материализму и идеализму влияет и на то, чьи интересы (каких классов, слоев общества) та или иная философская система выражает,
т.е. какую идеологию теоретически она обосновывает. Как правило, в истории общества материалисты выражали интересы прогрессивных сил, а идеалисты – консервативных. В древнегреческом обществе, к примеру, материалисты отражали интересы рабовладельческой демократии, а идеалисты – рабовладельческой аристократии. Философы-материалисты во Франции XVIII в. отражали интересы боровшейся против феодального абсолютизма буржуазии, а их идеи явились философской подготовкой французской буржуазной революции XVIII в. Диалектико-материалистическая философия является теоретической базой мировоззрения рабочего класса и всех людей труда. На вооружении современной буржуазии – различные, по преимуществу идеалистические течения мировой философии.
Но отражение тех или иных социальных интересов не должно затенять научность философии, ущемлять ее объективность
и предметность. Чрезмерное идеологическое зашоривание философии, абсолютизации, гипертрофирование ее мировоззренческой функции в ущерб всем другим функциям подрывает престиж и эффективность философии как науки, снижает ее роль в жизни человека и общества.