Гносеология и этика И. Канта.
И. Кант (1724 - 1804) - немецкий философ. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический. В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, этики. Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Классифицирует само знание на апостериорное— то знание, которое получает человек в результате опыта, априорноето, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе» внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Наряду с «чистым разумом» Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность. Это признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля.
Г. Гегель (1770 — 1831) — был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Это первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде, а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, возвращается снова к самому себе. Через человека Мировой дух: целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека.
Диалектика — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала; единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: тезис (утверждение, форма бытия), антитезис — его противоположность; синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
История, по Гегелю, это процесс самореализации Абсолютного духа и идеи свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: 1) Восточная эра — в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами лишь один человек, а все остальные являются его рабами и слугами. 2) Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей, однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей 3) Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.