Глава 8. философия техники. человек в информационно-техническом мире

Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлека-

ла внимание мыслителей. Термин "философия техники" был введен немец-

ким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге "Основания фило-

софии техники", вышедшей в Германии в 1877 г. В нашем веке проблемами

философского анализа техники занимались известные западные мыслители

Фридрих Дессауэр (1881-1963) (Германия), Льюис Мэмфорд (1895-1990)

(США), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (Испания), Мартин Хайдеггер

(1889-1976) (Германия), Освальд Шпенглер (1880-1936) (Германия), Жак Эл-

люль (род.1912) (Франция), Карл Ясперс (1883-1969) (Германия) и др. Одним

из родоначальников философии техники в России был русский инженер

Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы "Общие

вопросы техники" (1899), "Философия техники"(1912-1913) и др. В России в

последнее время издан ряд монографических и учебных работ, как отечест-

венных, так и зарубежных авторов, посвященных философии техники. Инте-

ресна и подборка статей зарубежных авторов, размышляющих о технике,

опубликованная в журнале "Вопросы философии": Х. Ортеги-и-Гассета,

Ханса Блюменберга (род.1920) (Германия), Артура Кёстлера (1905-1983)

(Великобритания), М. Хайдеггера.

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники

складывается с середины двадцатого столетия. Именно в это время влияние

техники в обществе становится всеобъемлющим, а вопросы, связанные с фе-

номеном техники, специфической ролью техники в жизни человека и обще-

ства, выявляются как философские, смыслообразующие. Так, О. Шпенглер, в

предельно драматическом тоне, расценивает современную эпоху как при-

ближение "времени последних катастроф": "механизация мира, - подчеркива-

ет он, - вступила в стадию опаснейшего перенапряжения", все органическое

становится жертвой экспансии технологической организации, искусственный

мир вытесняет и отравляет мир естественный.

Трагедией для мировой цивилизации, сталкивающейся с глобальным за-

грязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, угрозой

ядерной катастрофы и многим другим, становится непродуманное развитие

техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический фило-

софский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической дея-

тельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего

общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного

облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, "фи-

лософия техники является философией нашей культуры. Это философия че-

ловека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специали-

зация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала

ложный путь для своего общения с природой".

Главные вопросы философии техники сегодня:

Какова природа и сущ-

ностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и

как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся

между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные

устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблем-

ное поле философии техники: уточнение самого понятия техники, изучение

её исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление

специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными нау-

ками, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека

с природой, моделирование глобальных технико-экономико-природных сис-

тем, выработка критериев оценки технологического развития общества. В на-

стоящее время на первый план выходят также и социально-этические про-

блемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сфе-

ры производства и образования, но и саму форму организации человеческой

жизни, стиль отношений между индивидами. И здесь, прежде чем перейти к

рассмотрению конкретных вопросов данного раздела, можно привести слова

основателя философии техники Эрнста Каппа, который ___________в основание своей

концепции положил, как центральный, антропологический критерий: "Со-

держанием наук в исследовательском процессе, вообще, - писал он, - являет-

ся ничто иное, как возвращающийся к себе человек".

Наши рекомендации