Глава 8. философия техники. человек в информационно-техническом мире
Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлека-
ла внимание мыслителей. Термин "философия техники" был введен немец-
ким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге "Основания фило-
софии техники", вышедшей в Германии в 1877 г. В нашем веке проблемами
философского анализа техники занимались известные западные мыслители
Фридрих Дессауэр (1881-1963) (Германия), Льюис Мэмфорд (1895-1990)
(США), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (Испания), Мартин Хайдеггер
(1889-1976) (Германия), Освальд Шпенглер (1880-1936) (Германия), Жак Эл-
люль (род.1912) (Франция), Карл Ясперс (1883-1969) (Германия) и др. Одним
из родоначальников философии техники в России был русский инженер
Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы "Общие
вопросы техники" (1899), "Философия техники"(1912-1913) и др. В России в
последнее время издан ряд монографических и учебных работ, как отечест-
венных, так и зарубежных авторов, посвященных философии техники. Инте-
ресна и подборка статей зарубежных авторов, размышляющих о технике,
опубликованная в журнале "Вопросы философии": Х. Ортеги-и-Гассета,
Ханса Блюменберга (род.1920) (Германия), Артура Кёстлера (1905-1983)
(Великобритания), М. Хайдеггера.
Как самостоятельная философская дисциплина философия техники
складывается с середины двадцатого столетия. Именно в это время влияние
техники в обществе становится всеобъемлющим, а вопросы, связанные с фе-
номеном техники, специфической ролью техники в жизни человека и обще-
ства, выявляются как философские, смыслообразующие. Так, О. Шпенглер, в
предельно драматическом тоне, расценивает современную эпоху как при-
ближение "времени последних катастроф": "механизация мира, - подчеркива-
ет он, - вступила в стадию опаснейшего перенапряжения", все органическое
становится жертвой экспансии технологической организации, искусственный
мир вытесняет и отравляет мир естественный.
Трагедией для мировой цивилизации, сталкивающейся с глобальным за-
грязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, угрозой
ядерной катастрофы и многим другим, становится непродуманное развитие
техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический фило-
софский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической дея-
тельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего
общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного
облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, "фи-
лософия техники является философией нашей культуры. Это философия че-
ловека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специали-
зация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала
ложный путь для своего общения с природой".
Главные вопросы философии техники сегодня:
Какова природа и сущ-
ностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и
как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся
между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные
устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблем-
ное поле философии техники: уточнение самого понятия техники, изучение
её исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление
специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными нау-
ками, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека
с природой, моделирование глобальных технико-экономико-природных сис-
тем, выработка критериев оценки технологического развития общества. В на-
стоящее время на первый план выходят также и социально-этические про-
блемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сфе-
ры производства и образования, но и саму форму организации человеческой
жизни, стиль отношений между индивидами. И здесь, прежде чем перейти к
рассмотрению конкретных вопросов данного раздела, можно привести слова
основателя философии техники Эрнста Каппа, который ___________в основание своей
концепции положил, как центральный, антропологический критерий: "Со-
держанием наук в исследовательском процессе, вообще, - писал он, - являет-
ся ничто иное, как возвращающийся к себе человек".