Тема 3.3. Экономика и культура 6 страница
Новелла (итал. novella – букв. новость) – малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа). Особенности новеллы: острый центростремительный сюжет (нередко парадоксальный), отсутствие описательности и композиционной строгости, сведение жизненного материала в фокус одного события. [Сюжет новеллы построен на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространён во многих фольклорных жанрах: сказка, басня, средневековой анекдот, фаблио [(фабльо) (франц. fabliau – побасенка) – во французской средневековой литературе XII-XIV вв. короткая комическая повесть в стихах, в которой грубоватый юмор соседствует с моральным поучением]. Новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец – «Декамерон» Дж. Боккаччо – см. Возрождение), затем в Англии [Джефри Чосер (1340?-1400) – поэт. Основоположник общеанглийского литературного языка и реализма в английской литературе. Поэма «Книга герцогини» (1369) – в духе куртуазной литературы; сатирическая поэма «Птичий парламент» (1382). В романе в стихах «Троил и Хризеида» (ок. 1385, сюжет заимствован у Боккаччо) – попытка психологического анализа, бытовой реализм, юмор. Книга новелл «Кентерберийские рассказы» (опубликованы в 1478?) охватывает жизнь разных социальных групп. Чосер стремился дать индивидууму выражение типического; речь каждого персонажа соответствует его характеру и положению; и др.], во Франции [МаргаритаНаваррская (1492-1549) – писательница, королева Наварры (с 1543). Покровительница гуманистов. Поэтические сборники, моралите [жанр западноевропейского театра XV-XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.]. Настроения зрелого французского Ренессанса выразила в сборнике новелл «Гептамерон» (издан под названием «История о счастливых любовниках» в 1558), написанном в подражание «Декамерону» Дж. Боккаччо], в Испании (М. Сервантес – см. Возрождение). Расцвет новеллы наступил в эпоху романтизма: Людвиг Тик (1773-1853) – немецкий писатель-романтик. Используя принцип романтической иронии, отвергал филистёрскую мораль (сказочные новеллы-комедии «Кот в сапогах», «Синяя Борода» – обе 1797); сборник «Народные сказки» (1797) и др.; Генрих фон Клейст (1777-1811) – немецкий писатель. В творчестве Клейста иррационально-романтическое сплавлено с жизненной достоверностью (драматическая повесть «Михаэль-Кольхаас», 1810) и элементами социальной сатиры (комедия «Разбитый кувшин», 1811), национальная проблематика (патриотическое воззвание «Катехизис немцев», 1809) – с прославлением юнкерской Пруссии (драма «Принц Фридрих Гомбургский», 1808, изд. 1821); Эрнст Теодор Амадей Гофман (см. романтизм); Проспер Мериме (см. романтизм); Эдгар По (см. романтизм); произведения раннего периода творчества Н.В. Гоголя. В кон. XIX - нач. XX вв. к жанру новеллы, обнажающей «изломы» судьбы, её таинственную игру с человеком, обращаются писатели с разными мировоззренческими и эстетическими позициями. Выдающие западные и восточные мастера новеллы: Ги де Мопассан (1850-93) – французский писатель. В сб. новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), в многообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения романах «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888) – трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы – откровенное, лишённое иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.); О. Генри (наст. имя Уильям Сидни Портер) (1862-1910) – американский писатель. Тщательно выписанные юмористические новеллы, проникнутые любовью к «маленькому американцу», отличаются занимательным сюжетом, парадоксальной развязкой. Сатирическая притча «Короли и капуста» (1904); Пиранделло (см. трагикомедия); Цвейг (см. импрессионизм); Акутагава Рюноскэ (1892-1927) – японский писатель. «Загадочность», непредсказуемость человеческого сознания – в новеллах-притчах (не без влияния эстетизма) «Расемон» (1915), «В чаще» (1922); трагические коллизии добра в мире социального зла – в психологических новеллах «Осень» (1920), «Холод» (1924). Социально-фантастическая аллегория «В стране водяных» (1927). Одиночество человека, его бессилие перед временем, историей – в итоговой повести-исповеди «Жизнь идиота» (1927); Шервуд Андерсон (1876-1941) – американский писатель. Сборники психологических новелл «Уайнсбург, Огайо» (1919), «Торжество яйца» (1921), «Кони и люди» (1923) о духовно убогом захолустье, где вещи подавляют человека; и др. Зарубежная новеллистика последних десятилетий XX в. отличается гротескной заострённостью персонажей, изощрённо-рациональной композицией при иррациональности содержания, экспериментальной усложнённостью формы: Хорхе Луис Борхес (1899-1986) – аргентинский писатель. В 1920-е гг. один из основателей авангардизма в испано-американской поэзии. Сборники стихов «Творец» (1960), «Другой, всё тот же» (1969), «Тайнопись» (1981). Фантастические психологические, приключенческие, детективные и сатирические новеллы, прозаические миниатюры, насыщенные (как и стихи 60-70-х гг.) интеллектуальной метафоричностью: сборники «Вымыслы» (1944), «Алеф» (1949). Эффект подлинности вымышленных событий достигается введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имён писателей-современников, фактов собственной биографии; Хулио Кортасар (1914-84) – аргентинский писатель. В реалистической прозе с элементами фантастики и философской символики – поиски новых форм бытия и сознания: романы «Выигрыши» (1960), «62. Модель для сборки» (1967), «Последний раунд» (1969). Проблемы формирования личности в процессе борьбы в романе «Книга Мануэля» (1973); Г. Бёлль (см. роман); Фланнери О'Коннор (1925-64) – американская писательница. Новеллы (сб. «Хорошего человека найти не легко», 1955) и романы («Голос крови», 1952) о трагических поисках духовных основ бытия в современном мире. Проза сочетает сатиру, рационалистическую жестокость, гротеск с лирикой. С религиозно-нравственных позиций обличает ложь и лицемерие. Письма («Привычка к существованию», опубликованы 1979); Айзек (Исаак) Башевис Зингер (1904-91) – еврейский писатель (США), выходец из Польши (с 1935). Писал на идиш. Лауреат Нобелевской премии (1978). В новеллах (сб. «Сословие», 1965; «Друг Кафки и другие рассказы», 1969; «Зеркало и другие рассказы», 1975) и романах («Семья Москат», 1950; «Покаяние», 1983), написанных в «старомодной» манере, сквозь иронически-фаталистическое признание трагизма человеческого существования пробивается вера в добрую волю людей. Роман о трагической любви «Шоша» (1978); Джон Чивер (1912-82) – американский писатель. В его новеллах и романах сочетается социально-психологическое начало с сатирическим (романы «Буллет-Парк», 1969); обнажает как безнравственность конформистского преуспеяния, так и социальный нигилизм. Роман о тюремной жизни «Сокольничий» (1977). Автобиография с лирическим юмором «Рассказы Джона Чивера» (1978)» и многие другие. Выдающие отечественные мастера новеллы: Чехов; Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) – русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания – в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны – в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) – философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908); Бунин (см. лирика); Набоков (см. роман); Исаак Эммануилович Бáбель (1894-1940) – писатель. Драматические коллизии Гражданской войны в колоритных по языку новеллах сборников «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931); пьесы: «Закат» (1928), «Мария» (1935); Всеволод Вячеславович Ивáнов (1895-1963) – писатель. В повестях «Партизаны» (1921), «Бронепоезд 14-69» (1922; одноимённая пьеса, постановка Московского Художественного Академического театра, 1927), «Цветные ветра» (1922) – изображение народа, отстаивающего завоевания революции. Рассказы (сб. новелл «Тайное тайных», 1927), романы (автобиографический роман «Похождения факира», 1934-35; 2-я редакция 1960). Социально-философское осмысление современности в полуфантастической, подчас гротесковой, форме в романах «Ужгинский кремль» (опубликован в 1981), «У» (опубликован 1988); и др.; Зощенко (см. сатира); Фазиль Абдулович Искандер (р. 1929) – писатель. Сатирические повести «Созвездие Козлотура» (1966), «Кролики и удавы» (1987), «Человек и его окрестности» (1993). В романе на автобиографической основе «Сандро из Чегема» (1973-88; полное издание 1989), проникнутом лиризмом и юмором, – панорама жизни и исторические судьбы абхазского народа, своеобразие национального характера; и др.; Анатолий Андреевич Ким (р. 1939) – писатель. В романе-сказке «Белка» (1984), романе-притче «Отец-лес» (1989), повестях и новеллах (сб. «Голубой остров», 1976, «Нефритовый пояс», 1981) – попытки осмысления вечных законов бытия через соединение реалистического с иррациональным, мифологическим; сопряжение христианских и буддийских культурных традиций. Близки к новелле некоторые рассказы Юрия Павловича Казакова (1927-82). В эмоционально-психологической прозе (сб. рассказов «На полустанке», 1959; «Во сне ты горько плакал», 1977; очерковая книга «Северный дневник», 1961-73) нравственные конфликты, лирико-философское осмысление природы. Книга «Две ночи. Проза. Заметки. Наброски» (посмертно, 1986); Юрия Марковича Нагибина (1920-94). Нравственная проблематика в лирических рассказах и повестях о советской жизни: сб. «Перед праздником» (1960), «Далёкое и близкое» (1965), «Переулки моего детства» (1971), «Остров любви» (1977), «Река Гераклита» (1984), повести «Поездка на острова» (1986), «Встань и иди» (1987), и др.; Андрея Георгиевича Битова (р. 1937). Аналитическая проза (сб. рассказов «Аптекарский остров», 1969; повесть «Человек в пейзаже», 1987; роман «Улетающий Монахов», 1990), отмеченная нравственным максимализмом авторской позиции воссоздает духовный облик и психологию интеллигента 1960-80-х гг., одинокого искателя абсолютных истин. В романе «Пушкинский дом» (1978, в России опубликован в 1987) – преемственность и несходство судеб разных поколений русской интеллигенции в драматическом контексте советской истории и др.].
«Осевое время» (или «ось мировой истории») – «духовный процесс, который шёл между 800 и 200 гг. до н.э.», время зарождения всех тех культур, которые ныне составляют дихотомию [(от греч. dicha – на две части и tomē – сечение) – последовательное деление целого на две части] Восток-Запад. Термин ввёл немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) («Смысл и назначение истории». М., 1991) для констатации общих духовных начал всех культур.
Опера (итал. opera – букв. сочинение) – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры, представляющее собой музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв. [В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария (итал. aria – законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра), речитатив (итал. recitativo, от recitare – декламировать; род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики), вокальный ансамбль, хоры. Оперными формами являются оркестровые номера: увертюра (франц. ouverture от лат. apertura – открытие, начало; оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т.п.) и антракты (франц. entr'acte от entre – между и acte – действие; инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-го) в опере, балете, драматическом спектакле). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определённой национальной культурой и эпохой, напр., – итальянская опера-сериа (серьёзная), опера-буффа (комическая) и т.д. Авторы-композиторы наиболее значительных опер: Клаудио Монтеверди (1567-1643) – итальянский композитор, один из родоначальников жанра оперы («Орфей», 1607; «Ариадна» и др.); Алессандро Скарлатти (1660-1725) – родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы (св. 100 опер-сериа); Генри Перселл (ок. 1659-95) – английский композитор, создатель первой национальной оперы «Дидона и Эней» (1689); Жан Батист Люлли (1632-87) – французский композитор, основоположник французской оперной школы (классические типы лирической трагедии «Альцеста», 1674; «Тезей», 1675); Жан Филипп Рамо (1683-1764) – французский композитор и музыкальный теоретик («Ипполит и Арисия», 1733; «Кастор и Поллукс», 1737); Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) – композитор эпохи Просвещения (работал в Милане, Вене, Париже), его идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр XIX XX вв. (св. 40 опер; осн. «Орфей и Эвридика», 1762; «Альцеста», 1767; «Парис и Елена» и др.); Вольфганг Амадей Моцарт (1756-91) – австрийский композитор и музыкант универсального дарования, модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791) и др.; Джоаккино Россини (1792-1868) – итальянский композитор, с его творчеством связан расцвет итальянской оперы XIX в., обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой – его «Севильский цирюльник» (1816), а также оперы: «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романтической оперы) и др.; Винченцо Беллини (1801-35) – итальянский композитор, способствовал развитию искусства бельканто, написал оперы «Сомнамбула», «Норма» (обе 1831), «Пуритане» (1835) и др.; Гаэтано Доницетти (1797-1848) – итальянский композитор, с его творчеством связан расцвет искусства бельканто, написал оперы «Любовный напиток» (1832), «Дон Паскуале» (1843) и др.; Джузеппе Верди (1813-1901) – итальянский композитор, мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы, оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур» и «Травиата» (обе 1853), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892) и др.; Рихард Вагнер (1813-83) – немецкий композитор, дирижёр и музыкальный писатель, реформатор оперного искусства, новатор в области гармонии и оркестровки, большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто), оперы: «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882), тетралогия «Кольцо нибелунга» (1854-74) и др.; Шарль Гуно(1818-93) – французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы, написал оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.; Жюль Массне (1842-1912) – французский композитор, мастер лирической оперы: «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Сафо» (1897); Жорж Бизе(1838-75) – французский композитор, оперы: «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1871), а также «Кармен» (1874) – вершина французской реалистической оперы; Станислав Монюшко (1819-72) – основоположник польской оперной школы, оперы: «Галька» (1848; 2-я ред. 1858), «Зачарованный замок» («Страшный двор»; 1865) и др.; Бедржих Смéтана (1824-84) – основоположник чешской оперы, оперы: комическая «Проданная невеста» (1866), трагическая «Далибор» (1867) и др.; Антонин Дворжак(1841-1904) – один из основоположников чешской музыкальной классики, оперы: «Чёрт и Кача», 1899, «Русалка», 1901) и др.; Руджеро Леонкавалло (1857-1919) – композитор, один из основоположников итальянского оперного веризма (от итал. vero – правдивый), оперы: «Паяцы» (1892), «Богема» (1897) и др.; Джакомо Пуччини (1858-1924) – итальянский композитор, оперы: «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1903) и отмечены тонким лиризмом и психологизмом, реалистичностью ситуаций и характеров; Клод Дебюсси (1862-1918) – французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, написавший оперу «Пеллеас и Мелизанда» (1902), и др.; Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Наиболее известны его концертные виртуозные произведения, опера «Самсон и Далила» (1876), симфонии и др.; Рихард Штраус (1864-1949) – немецкий композитор и дирижёр, оперы «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера «Кавалер розы» (1910) – к неоклассицизму; Пауль Хиндемит(1895-1963) – немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик, в 20-е гг. – ведущий представитель немецкого неоклассицизма, оперы: «Кардильяк» (1926), «Художник Матис» (1938) и др., Джордж Гершвин (1898-1937) – американский композитор, автор знаменитой оперы «Порги и Бесс» (1935), в которой использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора; Бенджамин Бриттен(1913-76) – английский композитор, пианист и дирижёр, возродивший английский музыкальный театр, оперы: оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), в которых сочетал национальные музыкальные традиции XVI-XVII вв. (особенно Генри Перселла – см. выше) с современными музыкальными средствами; и др. Первые русские оперы появились во вт. пол. XVIII в. Классические произведения оперного жанра в России возникли в XIX в. и развивались в XX: в.: Михаил Иванович Глинка (1804-57) – родоначальник русской классической музыки, оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине; Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-69) – один из основоположников русской классической музыки, последователь М.И. Глинки, главное произведение – опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А.С. Пушкина), знаменовала рождение нового жанра русской оперы – народно-бытовой психологической драмы; Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-94) – пианист, композитор, дирижёр, основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, СПб), оперы: «Демон» (1871), «Нерон» (1876) и др.; Модест Петрович Мусоргский (1839-81) – композитор, член «Могучей кучки», создатель монументальных народных музыкальных драм «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н.А. Римским-Корсаковым, 1883); Александр Порфирьевич Бородин (1833-87) – композитор и учёный-химик, член «Могучей кучки», опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым, 1890) – образец национального героического эпоса в музыке; Пётр Ильич Чайковский (1840-93) – композитор и музыкальный драматург, создал высочайшие образцы опер: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены в ней – новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891); Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – композитор и дирижёр, член «Могучей кучки», мастер инструментовки и новатор гармонии, автор 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т.ч. «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – композитор, пианист и дирижёр, оперы: «Игрок» (1916), «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семён Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952); Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971; в России до 1914, затем постоянно жил за рубежом, с 1939 в США) – композитор и дирижёр, творчество которого отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры, оперы: «Соловей» (1914), «Мавра» (1922) и «Похождение повесы» (1951) и музыкальные произведения; Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-75) – выдающийся композитор, автор многочисленных музыкальных произведений, в которых воплощён сложный духовный мир художника-гуманиста XX в., т.ч. оперы «Нос» (1928) и «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956); Тихон Николаевич Хренников (р. 1913) – композитор, оперы: «В бурю» (1939; 2-я редакция 1952), «Фрол Скобеев» (1950; 2-я редакция, под названием «Безродный зять», 1967), «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985) и др.; Родион Константинович Щедрин (р. 1932) – композитор, один из ведущих мастеров современной музыки, оперы: «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1977) и др. музыкальные произведения; Андрей Павлович Петров (р. 1930) – композитор, в творчестве тяготеет к музыкальному театру (триптих: опера «Петр I», 1974; вокально-хореографическая симфония «Пушкин», 1979; опера-феерия «Маяковский начинается», 1983) и др. музыкальные произведения. Крупнейшие центры мировой оперной культуры: «Ла Скала» (1778) – итальянский оперный театр в Милане, «Метрополитен-опера» (1883) в Нью-Йорке, Государственный академический Большой театр (ГАБТ, 1776) в Москве и др.].
Очерк – 1) характерная для русской литературы малая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в т.ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором [Очерк часто бывает собственно художественным, в котором описаны типические характеры в «нравоописательном» духе. Например, «Записки охотника» И.С. Тургенева. Очерки Н.Г. Помяловского [Николай Герасимович Помяловский (1835-63) – писатель. В повестях «Мещанское счастье» (1861) и «Молотов» (1861) создал реалистические образы разночинцев. В «Очерках бурсы» (1862-63) показал жестокие нравы и быт бурсы], В.А. Гиляровского [Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935) – писатель. Книги очерков о дореволюционной России, нравах и обычаях старой Москвы: «Трущобные люди» (1887), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Люди театра» (опубл. 1941)], И.С. Соколова-Микитова [Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) – писатель. В рассказах о деревне (цикл «На речке Невестнице», 1923-1928), путевых очерках, книге «Северные рассказы» (1939), автобиографической повести «Детство» (1931-53) поэзия труда, тонкое чувство природы], А.Т. Твардовского, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных эпох и мест России. Этот вид очерка часто близок рассказу, хотя есть и другие формы художественного очерка: очерки-мемуары – «Дневные звезды» (1959) О.Ф. Берггольц [Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-75) – писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда. Поэмы «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» (обе 1942), «Первороссийск» (1950)]; путевые очерки (напр., у Генриха Гейне – см. романтизм; Карела Чапека – см. научная фантастика), лирико-философские очерки у М.М. Пришвина [Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) – очень русский писатель. Философско-лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе «Фацелия» (1940), повесть «Жень-шень» (1933), роман-сказка «Осударева дорога» (1957), автобиографический роман «Кащеева цепь» (опубликован в 1960, начат в 1923). В дневниках запечатлена социально-нравственная трагедия эпохи тоталитаризма, в т.ч. раскрестьянивания России в годы коллективизации].
«Повесть временных лет» – один из крупнейших и важнейших из известных литературных памятников Древней Руси, древнейший реально дошедший до нас общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (автор первой редакции) [В дальнейшем летопись редактировалась Сильвестром (?-1123) – современником Владимира Мономаха, древнерусским писателем, епископом (с 1118) Переяславля (южного) и другими]. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в «Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства. «Повесть…» положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
«Потерянное поколение» – (англ. «Lost generation») – определение, применяемое к группе влиятельных западных писателей, выступивших в 1920-е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обострённые трагическим опытом Первой мировой войны. Выражение приписывается Гертруде Стайн (см. «Поток сознания»). Тема «потерянного поколения» проникнута пафосом стоического пессимизма [Осн. представители: Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) – американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1954). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытый напряжённый диалог. В романах «И восходит солнце» (1926), «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) – умонастроения «потерянного поколения». В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская война в Испании 1936-39 предстаёт национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча «Старик и море» (1952) посвящена заветной авторской идее – «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство; Джон Дос Пассос (1896-1970) – американский писатель. В 20-е гг. представитель «потерянного поколения». Социальная эпопея-трилогия «США» об Америке 1900-30-х гг. («42-я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги», 1936), экспериментально сочетающая по принципу кинематографического монтажа документальную, биографическую и лирическую прозу. В трилогии «Округ Колумбия» (1939-48) порывает с левыми идеями; Фолкнер (см. реализм, роман); Эрих Мария Ремарк (1898-1970) – немецкий писатель. Антифашизм и социальная критика с гуманистических позиций, стремление «потерянного поколения» найти опору в дружбе, фронтовом товариществе или любви запечатлены в романах «На Западном фронте без перемен» (1929), «Три товарища» (1938), «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954) и др.; Ричард Олдингтон (1892-1962) – английский писатель. Судьбам «потерянного поколения» посвящены романы «Смерть героя» (1929) и «Все люди – враги» (1933) и др.].
«Поток сознания» – (англ. «Stream of consciousness») в литературе – творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. XX в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) Джеймса [Уильям Джеймс (1842-1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Отвергая объективность истины, выдвинул критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия. Единственная реальность, по Джемсу, – непосредственный чувственный опыт. В психологии развил концепцию «потока сознания» – непрерывно сменяющихся целостных психических состояний]. «Поток сознания» как изобразительный литературный приём – прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма «внутреннего монолога», как бы «самоотчёт ощущений». В литературе модернизма становится самодовлеющим методом изображения жизни, претендуя на универсальность и на особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. [Осн представители: Джойс (см. роман); Вирджиния Вулф (1882-1941) – английская писательница и литературный критик. Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931) отмечены чертами экспериментаторства; Гертруда Стайн (1874-1946) – американская писательница, теоретик литературного модернизма. Формально-экспериментальная проза («Становление американцев», 1906-08, издана 1925), биографическая книга «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933); Пруст (см. роман); Саша Соколов (полное имя Александр Всеволодович) (р. 1943, в 1975-88 жил за рубежом) – русский писатель. Традиции модернизма (нарушение сюжетных связей, языковое экспериментаторство и др.) в романах «Школа для дураков» (1976) – последний роман модернизма и первый - постмодернизма, «Между собакой и волком» (1980, в СССР оба опубликованы 1989). Роман «Палисандрия» (1985) – пародия на современную развлекательную литературу, и др.].