Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
К семинару 25.02.12
Задание:
1. Ознакомиться с материалом соответствующих глав учебников (список учебных пособий указан, можете выбрать любой из них) и конспекта лекции. Изучение одного или двух источников из приведенного списка литературы к каждому разделу позволит сравнить позиции различных авторов по изучаемым проблемам во время обсуждения на занятиях. Форма контроля – устный опрос, тесты.
2. Записать в тетрадь содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела философии (при работе с терминами рекомендуется пользоваться сайтом http://dic.academic.ru/). Форма контроля - проверка рабочих тетрадей.
3. При подготовке к работе на семинаре следует вести рабочую тетрадь, где должны быть записаны краткие тезисы вашего ответа на контрольные вопросы, необходимые выписки из литературы, неясные для вас вопросы, проблемы, которые вы хотели бы обсудить на семинаре. Обязательно при подготовке к занятиям старайтесь связать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с будущими профессиональными интересами. Форма контроля – опрос на семинаре.
4. Подготовка доклада с использованием дополнительной литературы по указанным темам для доклада. Форма контроля – выступление и обсуждение на семинаре.
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
План:
1. Предмет философии. Специфика философских проблем.
2. Структура философского знания.
3. Философия как разновидность мировоззрения.
4. Функции, место и роль философии в культуре.
Основные понятия: философия, мировоззрение, методология, метод, онтология, аксиология, гносеология, логика, этика, эстетика, антропология, субъект, объект, субъект-объектные отношения, мифология, религия, антропоморфизм, синкретизм, эклектизм, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, агностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, диалектика, метафизика.
Темы докладов
1.Политическая мифология на рубеже XX–XXI вв.
2.Мифы как средство манипуляции массовым сознанием.
3.Мифотворчество в современной рекламе.
4.Мифология брендинга в современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА основная:
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 604 с.
2.Поликарпова В.А. Специфика философского знания: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИЮФУ, 2008. – 44 с.
http://egf.tti.sfedu.ru/departments/history/ummfil/
3.Титаренко И.Н. Философия: Учебное пособие. Книга первая. Философия Древнего мира. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. С. 3–35.
http://dbs.sfedu.ru/www/umr.umr_show?p_per_id=-3001756
Дополнительная:
1. Апинян Т.А. Тоска по мифу или миф как событие современности // Философские науки. – 2004. – № 11. – С. 73–83.
2. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения //Философские науки. – 2005. – № 3. – С. 133–147.
3. Ваганов А.Г. Мифов. Net... // Философские науки. – 2004. – № 2. – С. 5–29.
4. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – № 1. – С. 159–183.
5. Каменский З.А. Умирает ли философия? // Вестник Российской Академии Наук. – 1994. Т. 64. – № 4. – С. 318–334.
6. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. – № 7. – С. 16–30.
7. Майданов А.С. Миф как источник знаний // Вопросы философии. – 2004. – № 9. – С. 91–105.
8. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. – 1993. – № 9. – С. 85–93.
9. Ойзерман Т.И. К вопросу об истоках и специфике философских проблем // Вопросы философии. – 1969. – № 6. – С. 125–129.
10.Степин В.В. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. – 1997. – № 5. – С. 3–14.
11.Хевеши М.А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы, и их воздействие на массы // Философские науки. – 2001. – № 2. – С. 5–17.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие вопросы можно отнести к философским? Какие из философских вопросов актуализируются в связи с развитием новейших технологий в начале XXI в.? Какие из философских вопросов кажутся вам наиболее значимыми? Свой ответ поясните.
2. Что изучает философия? Каков ее предмет?
3. Объясните понятие «основной вопрос философии». Каково соотношение основного вопроса и предмета философии?
4. В чем суть предмета философии, сформулированного И. Кантом?
5. В чем качественное отличие философских проблем от частнонаучных?
6. Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философского мировоззрения?
7. Является ли философия наукой? Свой ответ поясните.
8. Какова структура философского знания?
9. Назовите основные функции философии.
10.Что такое методология? В чем состоит методологическая функция философии?
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Древнекитайская философия. Конфуцианство и даосизм.
2. Древнеиндийская философия. Основные течения.
3. Античная философия. Проблема первоначала в натурфилософских учениях. Учение пифагорейцев о числах как основе мира. Взгляды на движение Парменида и Зенона. Атомизм Демокрита. Диалектика и этический рационализм Сократа. Философия Платона как система объективного идеализма. Учение Аристотеля: о движении, о причине и о сущности. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе.
4. Основные этапы средневековой философии: апологетика, схоластика, патристика. Философия Ф. Аквинского. Учение А. Августина.
Основные понятия: Веды, самхиты, Упанишады, Брахман, Атман, самсара, карма, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм, чарвака-локаята, нирвана, Трипитака, конфуцианство, «благородный муж» (в конфуцианстве), даосизм, Дао, Дэ, Инь и Янь, недеяние (у-вэй), античность, полис, натурфилософия, космоцентризм, антропоцентризм, субстанция, гилозоизм, софисты, майевтика, перипатетизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, теология, теоцентризм, телеологизм, креационизм, апологетика, патристика, схоластика, спор реалистов и номиналистов, томизм.
Темы докладов
1. Традиции древности в Индии XXI века – глобализация по-индийски.
2. Влияние конфуцианства на современный цивилизационный облик Китая.
3. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
К семинарскому занятию необходимо познакомиться с одним из источников – отрывком из священной книги буддийского канона – «Виная-питаки» – составной части «Типитаки» («Трипитаки») или трактатом Лао-цзы «Дао Дэ Цзин». Опираясь на цитаты из текста первоисточника, следует изложить основные особенности буддизма или даосизма.
1. Виная-питака // Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 131–139.
2. Лао-цзы. Дао Дэ Цзин: Книга о Пути и Силе. – М.: Профит Стайл, 2002. – 144 с.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 604 с.
2. Титаренко И.Н. Философия: Учебное пособие. Книга первая. Философия Древнего мира. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – С. 36–126.
http://dbs.sfedu.ru/www/umr.umr_show?p_per_id=-3001756
Дополнительная
1. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1998. – 544 с.
2. Будда. Конфуций: Жизнь и учение / В излож. и пер. П.А. Буланже. – М.: Искусство, 1995. – 317 с.
3. Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии: Пособие для студентов. – М.: Савин С.А., 2002. – 449 с.
4. История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие для студентов вузов: В 4 кн. / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. – М.: Греко-латинский кабинет. Кн. 1. Философия древности и средневековья. 1996. – 480 с.
5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии – СПб.: Алетейя, 2003. – 316 с.
6. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: Энигма, 1997. – 512 с.
7. Кочетов А.Н. Буддизм. – М.: Наука, 1983. – 176 с.
8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 2004 с.
9. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. – М.: НПО «ИНСАН», РМФК, 1992. – 159 с.
10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. – 423 с.
11. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Изд-во Астрель; ООО Изд-во АСТ, 2001. – 632 с.
12. Малявин В.В. Конфуций. – М.: Мол. гвардия, 1992. – 335 с.
13. Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. – М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография; Астрель, 2000. – 436 с.
14. Махалова Л.Д. Библия: история и современность: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 93 с.
15. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. – 1999. – № 11. – С. 122–150.
16. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, 1993. – 440 с.
17. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. – 448 с.
18. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 232 с.
19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
20. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 704 с.
21. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1994. – 416 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие философские идеи содержатся в «Упанишадах»?
2. Как «Веды» повлияли на формирование философской традиции Индии?
3. Что означает термин «карма» в древнеиндийской философии?
4. В чем суть «четырех благородных истин» буддизма?
5. Что такое нирвана и каков путь к ее достижению?
6. В чем заключается антропоцентризм конфуцианства? Какова его специфика?
7. В чем суть конфуцианского учения об «исправлении имен»?
8. Что такое Дао?
9. В чем суть принципа «недеяния», характерного для даосизма?
10. Каковы особенности ранней древнегреческой философии?
11. Над какими проблемами работали философы милетской школы?
12. Что являлось первоосновой мира с точки зрения пифагорейцев?
13. В чем заключается специфика древнегреческого атомизма?
14. Какова специфика философского метода Сократа?
15. Почему Платон считается основателем объективного идеализма?
16. Каковы заслуги Аристотеля в области логики?
17. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?
18. Как Фома Аквинский доказывает бытие Бога? Убеждают ли вас его доказательства?