Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем специальностям основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель: формирование представлений о развитии философии, ее структуре и главных проблемах на различных этапах ее становления.
Задачи:
- дать определение философии и рассмотреть основные этапы ее исторического развития,
- показать отношение фундаментальных проблем философии к современной общественной жизни,
- сформировать целостное представление о месте философии в духовной культуре,
-показать взаимосвязь философии с другими отраслями духовной культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста,
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков,
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей,
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии,
- роль философии в жизни человека и общества,
- основы философского учения о бытии,
- сущность процесса познания,
- основы научной, философской и религиозной картин мира,
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды,
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 62 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | |
Контрольные работы | - |
Курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
В том числе: | |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Виды самостоятельной работы при их наличии (рефераты, доклады, выполнение творческих заданий, анализ философских текстов, составление собственных суждений, сочинение, аргументированная критика суждений, работа с таблицами, создание презентаций и т.п.) | |
Итоговая аттестация в форме - экзамена |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Число учебных часов | Тип занятия | Наименование тем занятий | Содержание учебного материала для самостоятельного изучения |
2/2 | лекция | Философия , её роль, функции и | Человек и история. | |
значение в обществе. | Человек и общество. | |||
1/3 | лекция | Великие философы мира. | Человек и культура. | |
2/5 | Прак. Раб. | Категория «бытия» в философии. | Основополагающие категории | |
2/7 | Прак. Раб. | Теория познания. Истина и заблуждение | человеческого бытия: свобода, | |
2/9 | Прак. Раб. | Сознание – высшая ступень развития | творчество, любовь, счастье. | |
жизни. | Смысл человеческого | |||
1/10 | Обзорная консультация | существования. | ||
Проблема жизни и смерти в | ||||
философии. | ||||
История философии как науки. | ||||
Понятие личности. | ||||
Проблема антропогенеза. Образы | ||||
человека в истории. | ||||
ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. Типы мировоззрения
Программа
Предмет философии и её роль в жизни общества и современного человека. Философия и мировоззрение. Понятие, структура и исторические формы мировоззрения. Философия и наука. Специфика философского знания и его основные разделы. Философия как самосознание культуры. Функции философии в обществе.
Методические указания
В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное греками. Речь идет о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам европейской культуры.
Философия явилась на свет в результате освоения человеком самого себя. Желаешь познать себя – философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Происхождение термина связывают с древнегреческими философами Пифагором и Сократом. Если Пифагор с понятием «философ» связывал личность, которая всего лишь любит мудрость, а не является мудрецом (ибо истинные мудрецы – это боги), то у Сократа с понятием «философа» связывалось представление о человеке, который не только стремится действовать, сколько стремится осмыслить действие.
Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека все это время. Так что такое «философия»?
Философия – это любовь.
Философия – это мудрость.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.
Философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое.
Чем была философия в начале своего возникновения? Всеобщим учением, универсальным видением, синкретической (внесистемной) совокупностью знаний обо всем: о космосе, о человеке, о душе, о богах, об искусстве, о поведении, о мышлении, о физике, химии, биологии и т.д. За пределами философии не существовало никакого другого знания (кроме народного опыта и мифологии, которые скептически оценивались первыми философами).
Затем от философии как «науки наук» исторически стали отделяться различные области знания по мере их развития: астрономия, математика, механика, физика, химия, медицина, биология, политика, история…Это происходило с древнейших времен. Процесс отпочкования идет до сих пор: социология, эстетика, психология, социальная психология, кибернетика.
Если этот процесс будет продолжаться, то останется ли что-либо из области знания для самой философии? Некоторые философы утверждают, что философия не наука, ибо у нее нет своего предмета изучения. Приводится множество и иных аргументов: положения философии непроверяемые, философия не имеет практической значимости для людей, философия изучает общее, а в реальности существует только единичное и др.
Да, в настоящее время существует свыше 1500 частых наук, у всех есть свой предмет познания. Но важно подчеркнуть три момента:
Во-первых, ни одна частая наука не может выработать общего, целостного, интегрального знания о мире, о человеке, во-вторых, философия не только познает, но и оценивает мир, в-третьих, она вырабатывает методы познания мира.
Какие функции реализует философия?
Мировоззренческая функция состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практики.
Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели.
Гуманистическая функция реализуется в предельно внимательном отношении к человеку.
Практическая функция состоит в заботе о благе людей.
Важнейшей функцией является теоретико-познавательная, формирующая мировоззрение личности. Мировоззрение находится в постоянном развитии. Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие и миропонимание. Разновидность мировоззрения определяют исходя из критериев оценки: социально-политической, познавательной, эмоциональной и т.д. Разновидностей мировоззрения несколько, это мифологическое, религиозное и научное мировоззрение.