Чувственное познание и его элементы. Прежде всего необходимо рассмотреть позна­вательную деятельность на той ее ступени, ког­да она непосредственно включена — в качестве важнейшего аспекта — в

Прежде всего необходимо рассмотреть позна­вательную деятельность на той ее ступени, ког­да она непосредственно включена — в качестве важнейшего аспекта — в процесс практическо­го использования и преобразования материаль­ных предметов или социальных институтов, то есть конкретных явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятель­ности необходимо потому, что она действитель­но является начальным этапом познания. Она, во-первых, является начальным этапом в исто­рическом смысле: разделение физического и ум­ственного труда и выделение последнего в осо­бый тип деятельности — сравнительно поздний этап истории, которому предшествует длитель­ный период развития познавательного опыта лю­дей в процессе совокупной, еще не расчленен­ной практической деятельности. Во-вторых, та­кая деятельность является начальной в том смыс­ле, что на ее основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром мате­риальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы познавательной деятель­ности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все явления, созданные че­ловеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека? Для этого необходима форма деятельнос­ти, которая называется чувственной деятель­ностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как про­стейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организ­ма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощу­щения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, уста­новлено, что с точки зрения «информацион­ной способности» на первом месте у челове­ка стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки» ощущений. Так, в затылоч­ных отделах коры головного мозга—«центр» зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного моз­га в основном «перерабатывает» информа­цию, тогда как передняя подает сигнал, «ин­струкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом. Естественно-науч­ный подход к изучению ощущений характе­ризуется также тем, что человеческая чув­ствительность, то есть способность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что спо­собность отражения в разной степени прису­ща всем живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во вза­имодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рас­сматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природ­ного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения вос­приятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в орга­низм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для ки­бернетики.

Ощущение выступает субъективным, иде­альным образом предмета, поскольку отража­ет, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, боле­вые ощущения обязательно порождаются ка­ким-либо существующим вне сознания чело­века предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подейство­вал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего орга­низма. Боль — ощущение человеческого су­щества, которое имеет своим следствием оп­ределенное состояние его психики, эмоций, определенную ответную реакцию, определен­ное действие.

Весьма важно то, что уже в ощущении на­чинает отражаться объективная связь ощуща­ющего субъекта (его органов, процессов, со­вершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек. Так, мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относи­тельно воспринимающего субъекта, и ощуще­ние строго зависит от этого «взаимного» про­странственного расположения, простран­ственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он «обращен» к воспринимающему человеку и т. п. Ощу­щения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у даль­тоников иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека—иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря на эту весь­ма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функ­ционирования сознания у человека вырабо­талась способность оценивать и повседнев­но использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими ком­понентами чувственного опыта; по интенсив­ности ощущения мы более или менее опре­деленно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен ре­альный источник звука и т. п.

Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму об­разного отражения предмета. Что означает тот факт, что ощущения дают образ? Образ явля­ется идеальной формой отображения предме­та или явления в их непосредственно наблю­даемой целостной форме. Специфическое свойство человеческого чувственного позна­ния связано с тем, что отдельные, конкрет­ные ощущения, являясь составными элемен­тами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного об­разного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показыва­ет нам часть дома, часть его крыши и т. п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т. д. (разумеется, при условии нор­мального функционирования органов чувств). Книга лежит на столе, я ее реально вижу как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно «показывает» мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.

Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого обще­ства привела к возникновению формы целос­тного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой «способности» образа— «представлять», «давать» объективный пред­мет как нечто целое. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем про­странственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращать их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет «дается» со­знанию именно в своей целостно-предметной форме, то есть в виде объективной, незави­симой от сознания целостности.

Восприятие — целостный образ матери­ального предмета, данного посредством на­блюдения. Достаточно простого размышле­ния, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим «суммированием» ощущений. Восприятие зарождается и суще­ствует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами позна­вательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс вос­приятия — процесс активный и по-своему творческий. Например, хотя мы можем непос­редственно ощущать (видеть) только часть дома, но наше восприятие дома синтезирует в целостный образ и те части, которые в дан­ный момент непосредственно не ощущаются. Восприятие не дает нам лишь одну плоскость, хотя непосредственно мы можем видеть толь­ко ее — перед нами дом в его объемности и целостности. Благодаря многократной рабо­те механизмов восприятия мы в нашем созна­нии, в нашей памяти можем удерживать це­лостный образ предмета и тогда, когда пред­мет непосредственно не дан нам. В этом слу­чае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.

В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им обозначают та­кие весьма важные и типичные для человека эмоции (переживания, страсти), как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипа­тия, удовольствие, неудовольствие. Эмоции — комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности. Они весьма раз­нообразны и по существу, и особенно по фор­ме выражения. Поэтому мы вправе говорить, что каждый человек отличается большой ин­дивидуальностью эмоций. Это происходит потому, что эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельно­го человека, а также от особенностей его пси­хики, от индивидуальных черт характера и темперамента. И все-таки в мире человечес­ких эмоций можно выделить закономернос­ти, обозначить типы личностей, обладающих сравнительно сходным строем эмоций. Рас­смотрением этих вопросов занимаются пси­хологические дисциплины. Для теории позна­ния важно подчеркнуть, что эмоции, подоб­но всем другим элементам чувственности, с одной стороны, заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек; с другой — они фиксируют объективное отношение челове­ка к миру.

Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает объективную обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую роль играют вполне конкрет­ные обстоятельства: реальные, исторические, социально-групповые факторы, а также мно­гие обстоятельства, относящиеся к конкрет­ному контексту человеческого общения. Да­лее, гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в эмо­циях. Эмоции могут существовать в виде не­посредственных, очень быстрых и полубес­сознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень сложных чувствен­ных образований, весьма развитых, воспитан­ных всем богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих чувств. Эмоции являются активным, четким выраже­нием отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе момент оцен­ки и связано с применением понятий, подоб­ных понятиям «хорошее», «доброе», «злое», «справедливое» или «несправедливое», «кра­сивое» и т. д. Такие понятия в современной литературе часто именуются ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но свя­заны с исторической эпохой, с принадлежно­стью человека к той или иной группе. Значит, рассматривая особенности субъективного ас­пекта эмоций, мы обнаруживаем их зависимость от человеческого общества, от истории и культуры. А это, в свою очередь, снова сви­детельствует о наличии в эмоциях объектив­ного содержания и объективной информации. Итак, главные элементы чувственной дея­тельности и чувственного познания — ощу­щения, восприятия, представления, эмоции. Мы рассмотрели последовательно каждый из элементов, но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособ­ленно или «следуют» друг за другом: «снача­ла» ощущения, «за ними» — восприятия и т. д. На деле чувственное познание есть слож­ное синтетическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же вре­мя неразрывно связаны с формами мысли­тельной деятельности.

Наши рекомендации