Государственная полярная академия
Факультет экономики и управления
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Реферат
по дисциплине
«Философия»
на тему: «Неопозитивизм о проблемах научного познания»
Выполнил: студент гр.421
Иванов В. В.
Научный руководитель:
___________________________
(Ф.И.О., должность)
Санкт-Петербург
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, формулируются цели и задачи работы, дается краткая характеристика источников и историографии, описываются методы, используемые для исследования проблемы.
Оглавление помещается на второй странице реферата и представляет собой перечень глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они размещаются.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два – три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу. Каждая глава должна завершаться краткими выводами.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы. Заключение является общим итогом изложения вопросов плана реферата.
В списке использованной литературы помещаются все прочитанные автором исторические источники и научная литература, он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. В списке литературы следует отразить следующие данные: фамилию и инициалы автора, название книги, (если есть: номер тома, выпуска, части), место издания, год издания. Учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии не приводить!
Образец оформления списка использованной литературы
1. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971.
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф.. Полное собрание сочинений. М., 1971. Т.13.С.45-85.
3. Витгенштейн 2003 - Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. М.; СПб., 2003.
4. Стёпин В.С. Культура в контексте цивилизационных перемен // Стёпин В.С. Цивилизация и культура. СПб., 2011.
5. Э.Агацци. Идея общества, основанного на знаниях // Вопросы философии –2012. - №10. – С. 3-20.
6. Философия позитивизма. – Режим доступа: http: // www.pilosoff.ru
В Приложении помещаются схемы, таблицы, иллюстрации и т.д, если таковые имеются. Автор должен указать на происхождение данной информации. Наличие приложения не обязательно.
3. Оформление реферата:
Если есть возможность, его следует отпечатать. Если работа пишется от руки, необходимо это делать аккуратно и разборчиво, разбивая текст на абзацы. Все страницы должны быть пронумерованы в верхней части страницы по центру.
Объем реферата составляет 18 - 20 машинописных страниц. Размер шрифта – 14, полуторный интервал, абзац 1,25, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Все таблицы и рисунки должны быть подписаны.
4. Оформление цитат:
Каждую цитату нужно заключать в кавычки и давать ссылки на источники. Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно. Для этого существуют сноски. Наиболее удобный вариант оформления сносок – это помещение ее в тексте работы, сразу после цитируемого источника: …..[2; С.7]. Первая цифра – это указание на порядковый номер используемого источника в списке литературы, вторая – номер страницы. Другим вариантом оформление сносок могут быть подстрочные ссылки: «Перворастение- это не только идея в отрешенной замкнутости вечного бытия, проникнутого своеобразным дальтонизмом к хаотическому и патологическому, это- идея в титанической действительности своей над титанически-непокорным хаосом»[1]
¹Зубов В.П. Натуфилософские взгляды Гете/ В.П.Зубов Из истории мировой науки. Избр. труды 1921-1963.: СПб, Алетейя, 2006. С. 45.
Если в реферате цитируется мысль, не принадлежащая автору используемого источника, сноску оформляют особым образом: Исследователь в области лингвистики и семиологии Ю.Кристева отмечала: «Отныне…речь может идти только о тексте»¹.
¹Цит. по: Канныкин С.В. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста). Воронеж, 2003. С. 16.
Если в реферате при рассмотрении проблемы указывается конкретный первоисточник, то ссылаться необходимо следующим образом: ¹См.: Н.В.Беломестнова, О.В.Плебанек. Сознание и культура в естественно-научных картинах мира // Вопросы философии, 2012. №10.
При повторной ссылке на один и тот же источник на одной странице, достаточно написать: Там же, и указать страницу.
¹Там же. С.45.
Наличие ссылок в реферате обязательно, иначе вся информация в вашем тексте может быть подвергнута сомнению.
Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Философия»
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя:
I. Контрольные вопросы к зачету по философии
- Понятие мировоззрения и его исторические типы. Философия как мировоззрение.
- Милетская школа в философии.
- Философия как наука. Предмет философии. Философия и другие науки.
- Учение Парменида о бытии.
- Категория бытия в философии.
- Атомистическая философия Демокрита.
- Понятие материи, ее структура и роль в философии материализма.
- Софисты – новое учение о мире и познании.
- Пространство и время как формы существования материи.
- Философия Сократа.
- Движение материи и его формы.
- Диалектика и ее исторические формы.
- Диалектика и метафизика – две концепции развития.
- Философия Платона.
- Законы диалектики.
- Энциклопедическая философия Аристотеля.
- Категории диалектики.
- Средневековая философия. Патристика и схоластика.
- Сознание как отражение бытия. Функции сознания.
- Философия эпохи Возрождения.
- Сознание и язык. Функции языка.
- Эмпирическое направление в философии Нового времени.
- Человек и его природа.
- Рационалистическое направление в философии Нового времени.
- Личность, ее свойства и место в современном мире.
- Французский материализм XVIII века.
- Понятие свободы. Свобода как познание необходимости и как произвол.
- Философия Им.Канта.
- Чувственное познание и его формы.
- Учение Им.Канта о морали.
- Логическое познание и его формы.
- Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.
- Понятие истины, ее форма и ее критерий.
- Философия Л.Фейербаха.
- Научное познание и его признаки.
- Марксистская философия.
- Структура научного познания, его формы и методы.
- Философия позитивизма.
- Наука, ее структура и социальные функции.
- Философская герменевтика.
- Основные модели развития современной науки. (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.
- Философия иррационализма. Учение З.Фрейда.
- Понятие техники, этапы ее развития и социальные функции.
- Философия экзистенциализма.
- Понятие общества как социальной системы. Признаки общества.
- Русская философия XIX- XX вв.
- Социальная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- Проблема субъекта исторического процесса. Роль выдающейся личности в истории.
- Государство, его признаки и функции.
- Йога как направление в древнеиндийской философии.
- Понятие ценностей. Нравственные, эстетические и религиозные ценности.
- Цивилизация как форма социальной организации общества.
- Понятие формации и ее роль в познании общества.
- Школа Конфуция в древнекитайской философии.
- Понятие общественного сознания и его структуры.
- Проблема направленности мировой истории.
- Формы общественного сознания.
- Закон отрицание отрицания.
- Понятие культуры и ее роль в жизни человека и общества.
- Глобальные проблемы человечества, их причины и пути решения.
II. Тест для промежуточной аттестации знаний
Пояснительная записка
Промежуточный тест по философии предназначен для проверки усвоенных студентами знаний по первому и второму модулю дисциплины. Основная задача тестирования заключается в том, чтобы выяснить степень знаний студентов по пройденному материалу.
В промежуточном тестировании делается акцент на основных понятиях, теоретических концепциях, структуре философии. Это позволяет выявить успеваемость студентов по дисциплине, определить их проблемные места и разъяснить плохо усвоенные теоретические вопросы, необходимые для дальнейшего изучения дисциплины.