Жиль Делез, Феликс Гваттари

Что такое философия?

Пожалуй, вопросом «что такое философия» можно задаваться лишь в позднюю пору, когда наступает старость, а с нею и время говорить конкретно… Это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойства, ближе к полуночи, когда больше спрашивать уже не о чем. Его ставили и раньше, все время, но слишком уж косвенно или уклончиво, слишком искусственно, слишком абстрактно, излагая этот вопрос походя и свысока, не давая ему слишком глубоко себя зацепить. Недоставало трезвости. Слишком хотелось заниматься философией, а о том, что же это такое, спрашивали себя разве что упражняясь в изящном слоге; не доходили до той неизящности слога, когда наконец можно спросить – так что же это за штука, которой я занимался всю свою жизнь?

…Философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты. …Как мы увидим, концепты нуждаются в концептуальных персонажах, которые способствуют их определению. Одним из таких персонажей является друг; говорят даже, что в нем сказывается греческое происхождение философии – в других цивилизациях были Мудрецы, а греки являют нам таких вот «друзей», которые не просто более скромные мудрецы. Как утверждают, именно греки окончательно зафиксировали смерть Мудреца и заменили его философами, друзьями мудрости, которые ищут ее, но формально ею не обладают. Однако между философом и мудрецом различие не просто в степени, словно по некоторой шкале: скорее дело в том, что древний восточный мудрец мыслил Фигурами, философ же изобрел Концепты и начал мыслить ими.

Теперь, …мы видим, чем не является философия: она не есть ни созерцание, ни рефлексия, ни коммуникация, пусть даже она, бывало, и считала себя то одним, то другим из них. Философия - не созерцание, т.к. созерцания суть сами же вещи, рассматриваемые в ходе творения соответствующих концептов. Философия – не рефлексия, т.к. ни кому не нужна философия, чтобы о чем-то размышлять; объявляя философию искусством размышления, ее скорее умаляют, чем возвышают, ибо чистые математики вовсе не дожидались философии, чтобы размышлять о математике, как и художники – о живописи или музыке; говорить же, будто при этом они становятся философами, - скверная шутка, настолько неотъемлемо их рефлексия принадлежит их собственному творчеству. Философия не обретает окончательного прибежища и в коммуникации, которая потенциально работает только с мнениями, дабы сотворить в итоге «консенсус», а не концепт… Философия не занята ни созерцанием, ни рефлексией, ни коммуникацией… Созерцание, рефлексия и коммуникация – это не дисциплины, а машины, с помощью которых в любых дисциплинах образуются Универсалии… Первейший принцип философии состоит в том, что Универсалии не объясняют, они сами подлежат объяснению.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? /

Перевод с фр. С.Н. Зенкина. М., - СПб., 1998. С. 9-16.

Задания и упражнения

1. Проанализируйте следующий текст и определите, какое из направлений современной философии может присоединиться к данной точке зрения на развитие: «Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. … Быть может мы не в состоянии повлиять на Время. А если и в состоянии – то очень незначительно. Скажем, мертвая мышь ведет к небольшому отклонению в мире насекомых, дальше – к угнетению вида, еще дальше - к неурожаю, депрессии, голоду, наконец, к изменениям социальным. А может быть, итог будет совсем незаметным – легкое дуновение, шепот, волосок, пылинка в воздухе, такое, что сразу не увидишь. Кто знает? Кто возьмется предугадать? Мы не знаем – только гадаем…»

2. Прокомментируйте высказывание Ж.П. Сартра: «Человек обречен быть свободным».

3. Определите автора высказывания и направление, к которому он принадлежит.

«В наших повседневных испытаниях бунт играет такую же роль, какую играет «cogito» в порядке мышления… Я бунтую, следовательно, мы существуем». Прокомментируйте высказывание.

4. Структура личности, по З. Фрейду, включает в себя какие уровни?

1 )Сверх-Я; 4) Оно;

2) Не-Я; 5) Сверх-Оно;

3) Я; 6) Ничто.

5. По К. Юнгу, архетипы – это…

Дополните предложение.

6. Какие основные идеи экзистенциализма заключены в следующем высказывании: «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя».

7. В центре теории познания неопозитивизма были поставлены:

1) познавательные возможности человека;

2) обобщение достижений наук;

3) психология познания;

4) логический анализ науки.

8. Учение какого философа составляет теоретический фундамент неотомизма?

1) П. Абеляр; 4) А. Тойнби

2) Аврелий Августин; 5) Л. Толстой

3) Фома Аквинский; 6) Авиценна

9. Прокомментируйте высказывание Ж.Ф. Лиотара, что философия постмодерна - это «прощание с навязчивой идеей единства».


Литература

Введение в философию: Учебник. М.,1989. Ч.1.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Глязер Г. Основные черты современной медицины. М., 1962.

Жак Деррида в Москве. М., 1993.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

История философии: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Канке В.А. Философия. М.,1996.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 1999.

Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии // Социально-гуманитарные знания, 2002. - №1, 2.

Перспективы научного разума и методологический дискурс / Под ред. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ БГУ, 2000.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Проблема человека в западной философии. М.,1988.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2001.

Современная научная картина мира. Словарь. – М.. 1997.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Современная философия науки. М., 1996.

Сорокина Т.С. История медицины. - М., 1988.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Сумерки богов. М., 1990.

Философия: Учебник. Ростов н / Д, 1996.

Философия: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Жукова. Мн.,1999.

Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., .

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада XX века. М., 1994.

Чуешов В.И. Введение в современную философию. Учебное пособие. Мн., 1997.

Шепуто Л.Л. Вопросы философии и теории медицины. М., 1969.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1992.

1 Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

1 Синтетизм (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – установка на рассмотрение действительности в ее целостности, в единстве и взаимной связи ее различных составляющих.

2 Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение) – разновидность эклектизма, способ рассуждения на основе сочетания разнородных, противоречивых воззрений, несовместимых друг с другом. Часто этот способ познания обусловлен неразвитостью, неопределенностью состояния нового.

3 Современная научная картина мира. Словарь. М.. 1997. С. 166.

1 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993. С. 58-62.

2 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 323.

1 K. Jaspers. Philosophi. Bd. III. Berlin, 1956. S. 186.

1 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990. С. 223.

2 Там же. С. 236.

3 Там же. С. 258.

[4] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 135.

[5] Там же. С. 356

1 См.: Мунье Э. Персонализм. Пер. с фр. М., 1992. С. 10-11.

1 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995. – С. 226.

1 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С. 4-5.

2 Цит. по: Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. – М.,1993. – С.65.

Наши рекомендации