Фортепианный концерт ля минор
Биография
1. Детство. Ранний период. Берген, Лейпциг, Копенгаген (1843-1866). Родился 15 июня 1843 г. в Бергене. Уже в раннем возрасте пробудился интерес к музыке. Его учительницей по фортепиано была мать, лучшая пианистка Бергена. Позже Эдвард поступил в Лейпцигскую консерваторию, что позволило ему соприкоснуться с европейской культурой. В нем воспитывали понимание классики – Моцарта, Бетховена. Познакомился он и с трудами современников – Мендельсона, Шумана, Вагнера. В 1862 г. он окончил консерваторию, получив блестящие оценки.
Григ хотел сочинять именно норвежскую музыку, однако он понял, что должен поехать за границу, чтобы попасть в среду, которая способствовала бы его развитию как композитора. Он отправился в Копенгаген (Дания). Выдающийся датский музыкант Нильс Гаде стал для него примером.
В Дании Григ приобрел множество друзей. Огромное значение имела встреча с норвежским композитором Рикардом Нурдроком, горячий патриотизм и энергичность которого «заразили» Грига. В Копенгагене он встретился с двоюродной сестрой Ниной Хагеруп. Григ был очарован кузиной, и они тайно обручились в июле 1864 г. Григ посвятил Нине 4 песни на стихи их общего доброго друга Х.К. Андерсена («Мелодии сердца»).
2. Центральный период. Кристиания. 1866-1880. Молодожены отправились из Копенгагена в Кристианию (ныне – столица Норвегии Осло) для того, чтобы внести свой вклад в создание норвежской музыкальной среды. Эдвард обеспечивал семью, работая дирижером и давая частные уроки; для сочинения музыки у него оставалось мало времени. И все же в 1868 г. Григ написал фортепианный концерт ля-минор. Это произведение стало шедевром, настоящим прорывом для Грига-композитора. Именно тогда его стали считать одним из самых выдающихся композиторов, Григ обрел славу и материальную независимость.
В начале 1870-х гг. Григ сотрудничал с писателем Бьёрнсоном. Григ написал музыку к нескольким его сочинениям, напр., произведение для хора «Возвращение на родину». Они планировали написать оперу о норвежском короле Улафе Трюгвассоне. Однако между Григом и Бьёрнсоном возникли противоречия: что должно быть написано в первую очередь – музыка или либретто. Когда работа застопорилась, Григ начал создавать музыку к драматической поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Это привело к окончательному разрыву между Григом и Бьёрнсоном.
24 февраля 1876 г. в Театре Кристиании состоялась премьера драматической поэмы «Пер Гюнт», которая имела большой успех.
3. Поздний период. Трольхауген. 1880-1907.Эдвард и Нина много путешествовали по Европе, давая многочисленные концерты. В Европе Григ познакомился и подружился с Чайковским, Брамсом, Листом, Сен-Сансом. В 1875 г. произошли трагические события: умерли отец и мать Грига. У Эдварда и Нины больше не было дома в Бергене. Григ в то время чувствовал недостаток творческих сил и энергии. Все это привело к тому, что в 1883 г. Григ резко изменил свой образ жизни и покинул Нину. Однако его друг Франц Байер убедил Грига помириться с женой. Байер также помог Григу купить участок на мысе Хоп у Бергена, и уже в апреле 1885 г. Нина и Эдвард поселились в Трольхаугене («Дом троллей», - так они назвали свою усадьбу).
Напряженная гастрольная жизнь не могла не отразиться на его здоровье. Одно легкое (туберкулез) не позволило долго вести такой образ жизни. В сентябре 1907 г. Эдвард и Нина собирались отправиться на музыкальный фестиваль в Лидс. Во время ожидания корабля, который должен был доставить их в Осло, Григ почувствовал себя значительно хуже и вынужден был лечь в больницу Бергена. 4 сентября 1907 г. Григ скончался.
Творчество Грига оказало сильное влияние на композиторов других поколений, особенно на венг.композитора Белу Бартока, французов Мориса Равеля и Клода Дебюсси.
3. «Лирические пьесы»
Фортепианная миниатюра – один из любимых жанров Грига, где запечатлены его личные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые записи», которые можно сравнить с фортепианными циклами Шумана, «Песнями без слов» Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, прелюдиями Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое богатство, небольшие масштабы.
Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Над «Лирическими пьесами» Григ работал почти всю жизнь: 1-я тетрадь издана в 1867 году, последняя – в 1901.
Круг образов и тем цикла очень широк:
· тема Родины, образы народного быта – «Родная песня», «На Родине», «Тоска по Родине», «В норвежском духе», «Народный напев», «Свадебный день в Тролльхаугене»;
· тема природы – «Птичка», «Бабочка», «Весной», «Летний вечер», «Мальчик-пастух»;
· образы народной фантастики – «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;
· пьесы лирического содержания – «Вальс», «Ноктюрн».
«Лирические пьесы» отличаются большим жанровым разнообразием: встречаются элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, менуэт («Менуэт бабушки») и баллада, ариетта и марш. Особенно часто обращается Григ к национальным норвежским жанрам – спрингдансам, халлингам, гангарам.
Формы«Лирических пьес» чаще всего основаны на принципе контрастной трехчастности (встречаются и З-5-ти-частные, сложные трехчастные). Широко используется вариационное развитие.
Каждая из 10 «Лирических тетрадей» представляет собой самостоятельный сборник пьес – «альбом зарисовок», не связанный общим замыслом. Лишь в редких случаях отдельные тетради приближаются к «программной сюите», объединенной одной темой – таковы 3-я тетрадь («Весенняя сюита») и 5-я тетрадь («Норвежская сюита»).
В 3-ю тетрадь (ор.43), вошли 6 «весенних» пьес: «Бабочка», «Странник», «На Родине», «Птичка», «Эрос», «Весной». Они объединяются не только тематически, но и тонально – преобладают светлые диезные тональности (A-dur, Fis-dur).
В 5-й тетради (ор.54) различные грани григовской музыки – лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – раскрывают образ Норвегии. Пьесы расположены по принципу контраста. Пасторальная картинка («Мальчик-пастух») сменяется бодрым норвежским маршем («Гангар»); сказочный мир троллей («Шествие гномов») – поэтическим «Ноктюрном»; фантастическое «Скерцо» – радостным перезвоном колоколов в финальной пьесе («Колокольный звон»). Объединяет всю тетрадь тональность C-dur.
Фортепианный концерт ля минор
Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.
Произведение Грига продолжает тип романтического лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана
Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:
· I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);
· II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает мир северной природы (Des-dur);
· III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→A-dur).
Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.
Часть.
Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff, охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии. Его интонационным ядром является «норвежский» оборот I – VII# – V ♫
Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: ГП сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных. Она внутренне контрастна. 1-й элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме халлинга и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll – C-dur♫). 2-й элемент – романтически-устремленный, распевный. Он основан на восходящей секвенции ♫.
В связующей партии 2 темы. 1-я - в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Вторая тема СП (с обозначения a tempo) - предыкт к побочной партии: на доминантовом басу звучит мелодичная тема-ноктюрн ♫.
Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) начинают виолончели, потом подхватывает солист. Лирическая тема широко развивается при помощи секвенций и гармонического варьирования (сопоставления, альтерированные доминанты, нонаккорды), она становится восторженной и страстной ♫
Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента ГП. ♫
Эмоциональным центром первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гимнический вариант главной темы. Она звучит очень мощно, торжественный характер подчеркивает мажорная S вместо минорной.
Часть.
В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие образы побочной партии I части. Это картина норвежской природы.Adagio написано в динамичной трехчастной форме.
Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).
В основе второго раздела – пасторально-ноктюрновые наигрыши солиста. В прихотливом «свирельном» узоре прослушивается норвежская интонация I – VII – V.
Часть.
В финале господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – ГП рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз ♫
Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur (эпизод в разработке). Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития сочинения.