Цивилизация 21 века. Некоторые современные концепции
Без системы ценностей, разделяемой большинством населения, не бывает стабильного общества - оно деградирует, распадается. В наше время, на исходе столетия - века передовых технологий и одновременно двух мировых войн, революций, военно-политического и экономического противоборства - роль идеологии не только не уменьшается, но, напротив, возрастает. При этом речь идет не столько о СМИ, которые иногда именуют «четвертой властью», но и о возросшем месте интеллектуалов в обществе. Нельзя признать случайностью превращение юристов, социологов, политологов, историков, психологов, педагогов, журналистов в массовые профессии.
Идеология влияет на принятие политических решений не меньше, чем социальные и экономические факторы. Однако в отличие от религии она не принимает форму неизменных догм, какого-либо свода норм и правил: повседневная жизнь постоянно вносит в нее коррективы.
Идеологическое изображение мира политики английские исследователи сравнили с тем, как художник рисует портрет. То, что он изображает, - не точная фотография, а его концепция характера, его видение изображаемого субъекта.
За классическим принципом экономического либерализма стояла неограниченная эксплуатация человека и природы. Истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей Среды останутся, пожалуй, наиболее серьезным обличителем ненасытной жажды прибыли. Неслучайно движение экологистов требует, помимо защиты окружающей среды, сокращения «престижного потребления». По данным генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора, 20 процентов населения мира (тот самый «золотой миллиард» граждан западных и некоторых новых индустриальных стран) потребляют 80 процентов его ресурсов. Но дело не только в этом. Бизнес не знает различий в целях производства; вот почему особенно прибыльными стали производство вооружений и наркобизнес. Наконец, современные технологии рассчитаны на все меньшую численность рабочих рук, вследствие чего армии безработных будут расти.
Движение экологистов в странах Запада бросило вызов «обществу потребления», противопоставляя стремлению «иметь больше» желание лучшего «качества жизни», а экономическому росту - социальный прогресс. Экологисты требуют отказа от «престижного потребления» в пользу «добровольной простоты». Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше досуга, больше возможностей для самореализации личности и участия в общественной жизни. Под влиянием этой идеологии более естественного образа жизни итальянцы стали нередко отказываться от приобретения автомобиля^. Велосипед как главное средство передвижения широко распространен в Голландии, Вьетнаме и Китае.
дискуссия о новых ценностях для нового века принимает все более широкий размах. Простое выживание человечества, столкнувшегося с рядом трудноразрешимых глобальных проблем, очевидно, не слишком привлекательная задача. Другое дело - идея «устойчивого развития». Предусматривающая прежде всего сохранение окружающей среды, она постепенно вбирает в себя все новые достижения социально-экономической и политической мысли.
В странах Запада получила широкое распространение реформистская мысль. Действительно, безальтернативность нынешней западной экономики как единственно жизнеспособной универсальной системы не доказана никем. Великий Кант не зря говорил о безосновательности притязаний любых общественных идей на истину вне их связи с моралью.
В обстановке экономического бума 1950-1960-х возникла концепция «государства всеобщего благосостояния». Она была связана с развитием государственного регулирования экономики, с перераспределением национального дохода через государственный бюджет, с появлением широкомасштабных социальных программ. Хотя с ухудшением экономической конъюнктуры социальные программы страдают в первую очередь, на Западе действует «социальная рыночная экономика», предполагающая значительное государственное регулирование. Государство, участвуя в воспроизводстве капитала, вынуждено, с другой стороны, через перераспределение национального дохода компенсировать негативные последствия истощения невозобновляемых природных ресурсов, ухудшения окружающей среды, отсутствия стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (коммуникации, общественный транспорт, здравоохранение, образование и т.п.).
БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - Пока мы можем рассматривать лишь на примере одной единственной известной нам цивилизации - нашей собственной. Мы в принципе не можем знать того, что будет интересно и какие задачи будут ставить перед собой люди далекого будущего. Учесть бы это прежде, чем будем вспоминать обо всех уже имеющихся футурологических прогнозах, иначе - рискуем уподобиться тем, кто писал нелепые прогнозы о жизни в ХХ веке всего сто-двести лет назад, приписывая при этом нам, сегодняшним, все собственные черты характера и привычки. Так и получилось, что на вопросы "Какие они?", "Какими будем мы?" и "Какими мы хотели бы стать?" наша официальная наука дает почти одинаковые ответы. ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ вариант с нерукотворным "концом света" в результате космической, климатической, или иной катастрофы, связанной, к примеру, с радиацией вспыхнувшей сверхновой или с падением астероида, - маловероятен, ибо после колонизации других планет (есть надежда, что мы успеем ее осуществить) цивилизация автоматически страхует себя от полного вымирания. Правда, тишина космоса в радиодиапазоне и подозрение того, что все цивилизации (и мы тоже!) не доживают до "зрелости" заставила некоторых астрономов принять новую гипотезу: Сценарий САМОУНИЧТОЖЕНИЯ помимо чисто фантастов описывали И.Шкловский и Н.Кардашев, по их расчетам, вероятность того, что цивилизация в результате своего техногенного развития зайдет в губительный для себя тупик равна примерно 10 %. В годы "холодной войны" наиболее вероятным таким тупиком считалась ядерная война, после этого - экология, перенаселение, появление рукотворных вирусов, химические и радиационные катастрофы. 3. Сценарий "ШАПОЧНОГО РАЗБОРА" подразумевает под собой то, что в своем развитии мы не только увидим заселенные высокоразвитыми цивилизациями планеты, но и обнаружим, что свободных планет попросту не осталось. Нам придется довольствоваться лишь родной Землей и ролью звездного захолустья, естественно риск самоуничтожения в этом случае возрастет многократно, а колонии на Луне и в открытом космосе потенциально не могут обеспечить должного возрождения людского рода в случае глобальной катастрофы на Земле. 4. Сценарий ОТЧУЖДЕННОСТИ: если вся Вселенная давно поделена на сферы влияния между старыми сверхцивилизациями, то мы рискуем остаться один на один со своими желаниями и амбициями. Астрососедям мы нужны не больше, чем, скажем, клану сверхмиллионеров - бедный невоспитанный родственник, наивно ждущий ответных громких признаний в любви и симпатии.