Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем

ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия.

Идеа́л (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал)...

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)[1] — жанр художественной литературы, близкий кнаучной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Социоцентризм - Точка зрения человека, согласно которой его социальная группа представляет идеальные стандарты поведения, мнения и т.д., исходя из которых оцениваются другие группы. Как эгоцентризм и этноцентризм, он подразумевает недостаток чувствительности к ценностям и действиям других

ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению.

Политеизм- многобожие.

СЦИЕНТИЗМ (сайентизм,лат.зс1еп-tia и англ. science — знание, наука) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки.

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — учение, к-рое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. оправдать религию.

ФАТАЛИЗМ(лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений;они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума

ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте н посредством опыта.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеций, Фейербах).

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — один из типов умозаключения и метод исследования. Вопросы теории И. встречаются уже в работах Аристотеля, но особенно большое внимание начинает уделяться ей с появлением эмпирического естествознания в 17—18 вв. Большой вклад в разработку вопросов И. вносят Ф. Бэкон, Галилей. Ньютон. Дж. Гершель и Дж. С. Милль.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — один из осн. способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще односторонность.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание и gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

АПРИОРИ (лат. a priori—изначально) — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию (ср. Апостериори) .

АПОСТЕРИОРИ(лат. a posteriori — из последующего) — знание, полученное из опыта (ср. Априори).

ВЕЩЬ В СЕБЕ ВЕЩЬ ДЛЯ НАС — философские термины, означающие: первый — вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй —"вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания “вещей в себе”.

МОНИЗМ (греч. monos — один, единственный) — философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д.

Просвещение — передача знаний, распространение знаний и культуры [1]. Также под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Всееди́нство — внутреннее органическое единство бытия как универсума. Философский термин.Идея всеединства была представлена во многих философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии.

Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma[прояснить] — украшение) — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу[1][2].

ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом Д. часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Д. в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Д. служит философской основой теории психофизического параллелизма

ИММАНЕНТНОЕ — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность). Термин “И.” по своему смысловому значению восходит к Аристотелю; в его буквальном значении впервые стал применяться в средневековой схоластике.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (лат. trans-cendere — переступать) — термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, к-рый считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир “вещей в себе”. Вместе с тем, по Канту, поведение человека диктуется Т. нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — в , схоластике означает сверхкатегориальный.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. imperativus — повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления.

СОЦИАЛИЗМ (от лат. socialis— общественный) — различные учения, теории, ставящие целью обоснование социалистического идеала и путей его достижения; политические движения, выступающие за реализацию С. на практике; об-во, организованное в соответствии с определенным пониманием социалистического идеала.

СОФИСТИКА — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.

Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви.

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationa-lis — неразумный). 1. Философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие осн. родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п.

СЛАВЯНОФИЛЫ — представители идеалистического философского течения в рус. мысли 19 в., стремившиеся обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России.

ЗАПАДНИКИ —представители одного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали-ва ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по “западному”, т. е. буржуазному, пути

ПОЧВЕННИЧЕСТВО — течение рус. общественной мысли 60-х гг. 19 в.; гл. представители — Ап. Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские; Н. Н. Страхов. Почвеяники претендовали на создание “органического” мировосприятия, выдвигая на первый план значение художественного творчества в познании явлений жизни и преуменьшая роль науки; придерживались идеи о “национальной почве” как основе социального и духовного развития России

НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России. Специфическая черта Н. как идеологии — переплетение аграрной демократии с крестьянским утопическим социализмом, надежда миновать путь капитализма.

НООСФЕРА (греч. noqs — ум, разум и sphaira — сфера, т. е. сфера разума) — термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при к-рой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития.

Свобода — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. (см. также Степени свободы).

Выбор — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.[1]

Страх— внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. [1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.[2]

Одино́чество— социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации.

Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») —

нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

Бунт (посредством польск. bunt — то же (с XVII в.) от нем. Bund — соединение, союз, связка) — массовое несогласие и неприемлемость народом существующего порядка правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме. Кроме того, бунт имеет и другие значения. Например, есть такое понятие как Гражданский бунт, предложенное Институтом Альберта Эйнштейна.

Сверхчелове́к (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) — иррационалистическое направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг.

Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к об-ву (человечеству в целом), к-рое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа.

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — т. зр. абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ланд-гребе, Э. Финк и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. немарксистскую философию. Центр, понятие Ф.— “интенциональность” сознания (его направленность на объект) — предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: “нет объекта - без субъекта”.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneuo— разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

ПСИХОАНАЛИЗ —общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Осн. положения П. следующие:господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” — психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов.

АРХЕТИП(греч. arche — начало и typos—форма, образец), в позднеантичной философии — прообраз, идея.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ . 1. Действие, совершаемое автоматически, рефлек-торно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр

СИНЕРГЕТИКА (греч. synergos — совместно действующий) — область научного знания, в к-рой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.

Наши рекомендации