Учение Стагирита о счастье, дружбе и справедливости
Последней целью и последним благом является счастье. Счастье для Аристотеля - это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Счастье – это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека. Среди многочисленных условий счастья главными являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.
Аристотель предложил наиболее фундаментальную и развернутую в древнегреческой философии (если не вообще в истории философии) концепцию дружбы. Аристотель рассматривает дружбу в разнообразии ее проявлений. Дружеские отношения различаются по:
а) содержанию мотивов (из стремления к удовольствию, пользе или из добродетели);
б) типу партнеров (дружба юношей или стариков, супругов, домочадцев и родственников, соратников, любовников, гостя и гостеприимца и т.д.),
в) характеру отношений (дружба равных или неравных).
При этом Аристотель сохраняет существовавшее в греческой мысли широкое и узкое понимание дружбы. Широкое понятие дружбы объемлет самые разные отношения:
- отношения между гражданами внутри государства,
- между заимодавцем и должником,
- благотворителем и нуждающимся,
- родителями и детьми и т.д.
При узком понимании дружба рассматривается в ее совершенном воплощении. Дружба как таковая проявляется, по Аристотелю, в особенных - добродетельных и нравственно-прекрасных - отношениях. Дружба в узком смысле слова является по сути дела именно тем отношением, в котором человек последовательно и до конца проявляет себя как добродетельный. В так понимаемой дружбе:
- люди благодетельствуют (а благодетельствуют, по Аристотелю, преимущественно в отношении именно друзей),
- друг представляет для друга ценность сам по себе,
- друзья проводят время совместно (или живут сообща),
- "наслаждаются взаимным общением",
- схожи во всем и делят друг с другом горе и радости. Аристотель оговаривает: таково же отношение матери к ребенку.
- друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках.
- поскольку к другу относятся, как к самому себе, то друг - это другое Я (как мы видели, это - важный мотив философии любви, заданный в платоновском "Пире" в речи Аристофана учением о том, что в любви каждый стремится найти свою исконную половину).
В "Никомаховой этике" дружбе посвящены книги VIII и IX.
Аристотель говорил, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому справедливость – это особая, «совершенная добродетель». Правосудность (справедливость) – величайшая из добродетелей, «и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды» (Аристотель).
Аристотель выделил несколько видов справедливости: распределительную и уравнивающую.
Первая связана с распределением почестей, имущества и других благ между членами общества согласно с принципом достоинства каждого – то есть пропорционально его заслугам.
Уравнительная справедливость связана с попыткой уравнять стороны, здесь достоинство не принимается во внимание.
Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами общества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и привычки установились в данном обществе.
«Понятие справедливости, – отмечал в «Политике» Аристотель, – связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».
Для Аристотеля важнейший аспект справедливости – общее благо. Наряду с этим он подчеркивает связь справедливости с равенством. Соблюдение равенства – это самое простое понимание справедливости. Поэтому первой формулировкой принципа справедливости как нравственной нормы было золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе».