А) Объективный идеализм Платона
Платон (родился ок. 427 г. до н. э.— умер ок. 347 г. до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — псевдоним (прозвище), которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу («платос» с греч. означает полноту, широту, просторность). Около 407 г. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Поначалу он был учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже - Сократа (встреча с учителем произошла в возрасте около 20 лет). В 387 г. Платон основывает собственную школу — Платоновскую Академию в Афинах (в честь героя Академа). В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом, (Платон бы взят в плен). Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции. В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э. По древним преданиям Платон умер в день своего рождения.
Платон оставил довольно богатое философское наследие. Кроме «Апологии Сократа», «Законов», писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога (у 27 из них авторство Платона бесспорно, относительно остальных семи есть некоторые сомнения в подлинности).
Идеализм Платона.Мир идей он называет подлинным. Мир вещей – кажущееся, производное бытие. Материя – то, что дано в ощущениях и не может существовать вечно. Выше всего стоит, по Платону, идея блага, затем идут идеи красоты, и добра.
Познание. Всё, доступное познанию постигаемое ощущением и познаваемое умом. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его теории познания является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. В диалоге «Менон» теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не изучал математику и не имел никакого образования, правильно выбранными вопросами был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из этого Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом
Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания. «Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней - в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья - в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая - в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой - быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая – тираном».
Учение о государстве. Государство, по Платону, возникает для удовлетворения главных потребностей человека. Платон развивает теорию идеального государства. В идеальном государстве он выделяет три социальные группы: правители - философы, стратеги - воины, стоящие на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев - чувственность и влечения, которые должны, однако, быть умеренными. Платон делит государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. К приемлемым государственным формам относится идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика. К упадочным государственным формам он относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. Ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Самыми неприемлемыми государственными формами являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.
В идеальном государстве должно быть совершенное образование и воспитание. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам научаются в практическом освоении. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику». Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Задача низшего класса - умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Мужчины и женщины сословия стражников подлежали одинаковому образованию и им предназначались одинаковые жилища. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить чувство собственности.