Понятие методологии научного познания, классификация методов науки. Единство проблемы, предмета и метода, теории и метода в научном исследовании

КОХАНОВСКИЙ:

  МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ. —Философия науки: —— 1) изучает методы и принципы истолкования фактов и выдвижения гипотез, —— 2) исследует сам процесс научного познания М.Томпсон); Проблемы метода — как совершается познание, какие спсобы, приемы, средства применяются в познании; Метод — греч. «путь е чему-либо» — в самом широком смысле — способ деятельности субъекта в любой ее форме, Методология — система определенных способов и приемов деятельности (в науке, политике, искусстве и т.д.) — а также учение об этой системе, общая теория метода; Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практической деятельности; — В конкретной форме метод — совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия — система предписаний, принципов, требований, ориентирующих в отношении поиска решения задачи, результата, — позволяет двигаться к цели кратчайшим путем (*из известных), — Ф.Бэкон — метод — светильник — «органон» (орудие) познания — и прежде всего индукция, — Р.Декарт — «точные и простые правила», способствующие приращению знания, отличению ложного от истинного — особенно дедукция, др. — опасности недооценки («методологический негативизм») или переоценки («методологическая эйфория») значения метода, — учет социокультурного контекста метода, — важность сознательного, рационального применения метода, — тесная связь методологии с философией, прежде всего с гносеологией и диалектикой, — тесная связь методологии с формальной логикой, проясняющей структуру готового, «ставшего» знания, — Смещение центра методологических интересов на проблему роста, изменения и развития знания, — участие конкретных наук в разработке методологических вопросы — внутринаучная рефлексия — дифференциация исследования свойств объектов и исследование способов и форм самого исследования (особенно в физике, химии, биологии), — история науки — эмпирическая база методологии науки, — методология как «технология мыслительной работы», — Теория — основа разработки метода — (*Какова теория, таков и метод), — открытие новых явлений и соответствующих законов — чаще всего — связано с нахождением новых методов исследования.   — Взаимосвязь теории и метода — взаимопереходы — теория отражает действительность — превращается в метод посредством формулирования вытекающих из ее основного содержания принципов, правил, приемов — (*применение принципов и т.д. ведет к формированию нового знания, включающегося в теорию), — Основные различия теории и метода: —— а) теория результат, метод — исходный пункт и предпосылка деятельности, —— б) теория объясняет и предсказывает, метод — регулирует и ориентирует, —— в) теория идеально отражает сущность, закономерности объекта, метод — система регулятивов, правил, предписаний, — г) теория нацелена на решение проблемы *содержания предмета, метод — на выявление способов, механизмов исследования предметов, — Обусловленность метода своим предметом — (*объективность метода, методологического знания) — изменение метода по мере изменений своего предмета, — метод — способ движения в определенном предметном материале, — появление проблем, «в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986). — Но — научный метод «всегда есть критический метод» (Поппер) — т.е. не чисто объективный феномен, — метод — результат взаимодействия (диалектики) объективного и субъективного при определяющей роли объективного, — метод прежде всего объективен, содержателен, «фактичен», — «субъективность» метода — продолжение и завершение его объективности, — Фейербах — «человек — центр всей методологии», — метод не существует вне субъекта — момент творчества в применении метода (*а создание?), — метод и сила и гибкость ума, критичность, глубина воображения, развитость фантазии, способность к интуиции, — Аспекты метода: —— а) объективно-содержательный — предметное содержание, теория, —— б) операциональный — связь с субъектом, его действиями, —— в) праксеологический — эффективность, надежность, ясность, конструктивность, — Характерные признаки научного метода — объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность, КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ: — (*напомнить, что такое классификация и ее виды), — Многообразие познания — основа многообразия методов, — Прежде всего — методы духовной, идеальной деятельности (в т.ч. познания) и методы материальной деятельности, — Основания классификации научной деятельности — —— а) по роли и месту в познании — формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения, —— б) по содержанию объектов — методы естествознания и методы социально-гуманитарного познания, при этом: ———— методы естествознания — в отношении неживой природы и живой природы, —— в) кроме того — качественные и количественные, однозначно-детерминистские и вероятностные, непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. — Многоуровневая концепция методологического знания: —— Философские методы — диалектика и метафизика, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический, др., ———— диалектико-материалистическая методология — система принципов — объективность, всесторонность, конкретность, историзм, принцип противоречия, принцип материалистического понимания истории (общественное бытие и общественное сознание, естественно-исторический характер, история — результат деятельности людей (массы, классы, личности, др.)). — Даже К.Поппер о Марксе — «экономизм Маркса представляет весьма ценный прогресс в методах социальной науки». — Общенаучные подходы и методы — «промежуточная методология» между философией и фундаментальными принципами специальных наук, — связанные с понятиями «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность», др. — распространенность на несколько (*все) конкретные науки, — Синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — понятия: порядок, хаос, нелинейность, неопределенность, нестабильность, диссипативные структуры, бифуркация, др. — Их связь с категориями: бытие, развитие, становление, время, целое, случайность, возможность, др. — Частнонаучные методы — совокупность приемов, применяемых к конкретной науке — методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук, — Дисциплинарные методы — системы приемов отдельных дисциплин, входящих в те или иные отрасли наук или возникающие на их стыках — связаны с дисциплинарным строением фундаментальных наук, — Методы междисциплинарного исследования — область применения — прежде всего — комплексные научные программы. Несводимость методологии к одному методу — «очень важному методу». Методология — система приемов разных уровней, сферы действия, направленности, содержания, структуры и т.д. Единство проблемы, предмета и метода, теории и метода в научном исследовании.

Наши рекомендации