Схоластическая философия. Священные тексты как основной источник знания.
К началу X в. в Европе наступила определенная политическая стабильность. Культурная деятельность оживилась сразу во многих областях жизни: росло население, совершенствовалось сельское хозяйство, развивалась торговля на континенте и за его пределами, укреплялись связи со странами исламской и византийской культур, возникали города, развивались ремесла. Христианская церковь к началу XI века приобретает духовную и интеллектуальную власть во всей Европе. Церковь становится покровителем обучения и образования. Обретение знаний было провозглашено процессом необходимым для «восстановления в нас образа Божия»[1]. «Мирская ученость, сосредоточенная на изучении природного мира, составляет необходимую основу для более высокого религиозного созерцания»[2].
В этот период Средневековья появляются «энциклопедические трактаты, направленные на постижение действительности во всей ее целостности». Концепция познания мира во всей его целостности стала основой образования в университетах средневековой Европы. Девизом образования того времени становится: «Учись всему, и ты поймешь: нет ничего лишнего».
В период схоластики философия изменяет направление своего развития, обращаясь к философской системе Аристотеля. Труды Аристотеля по логике приобрели известность еще с начала эпохи Средневековья и образовали один из основных элементов христианской культуры.
В XII – XIII вв. в Западную Европу из стран мусульманского Востока и Византии попадают труды Аристотеля («Метафизика», «Физика», «О душе»), переведенные на латинский язык и с комментариями арабских ученых. «Именно аристотелевской философии было суждено в корне преобразовать и направление, и саму сущность европейской мысли»[3]. «Неожиданное столкновение Европы с изощренной научной космологией, энциклопедической по широте и внутренне своеобразной, буквально ошеломило ее»[4].
Отличительной особенностью схоластического мировоззрения является интерес к природному миру и способностям человека постигать этот мир.
Средневековые мыслители размышляют о проблеме множественности истины. В своих научных дискуссиях они используют различные аргументы для выявления истины. «…Способность человеческого разума различать единственно верное учение не вызывала больше сомнения. Христианские истины не ставились под вопрос: просто теперь их можно было подвергнуть анализу»[5].
Главной идеей в схоластическом направлении средневековой философии стало положение о том, что истина уже открыта и содержится в священном писании и в трудах богословских авторов, и долг ученых – изучать и комментировать эту истину.
«Главнейшая задача средневековой философии долгое время состояла и в том, чтобы явленные в откровении истины христианской догмы можно было бы объяснить и доказать с помощью рационального анализа. Философия была служанкой теологии, подобно тому, как разум служил истолкователем веры. Таким образом, разум оказывался в подчинении у веры»[6].
Ранние схоластики понимали разум как верное по форме логическое мышление. По мере распространения идей Аристотеля понимание разума изменяется. Он уже не сводится только к одной логике, но включает и эмпирические наблюдения, и опыт, т.е. познание природного мира. Различия в понимании разума приводят к разногласиям среди философов-схоластов. Таким образом, в XIII – XIY вв. в рамках схоластической философии появляется проявляется диалектическое единство противоречий между «новым» разумом и верой, человеческим знанием о естественном мире с христианским учением о божественном откровении.
Выдающихся схоластов XIII века – Альберта Великого, его ученика Фому Аквинского и других философов и теологов – занимают проблемы законов материального мира. Оценка природы, тела и интеллекта человека идет с позиций аристотелевского учения.
Исследуя проблему разума и его взаимосвязи с верой, схоласты пришли к выводу о колоссальных возможностях человеческого разума проникать во множество предметов этого мира с целью познания их порядка, движения, направленности, конечности, их абсолютной зависимости от чего-то высшего. Именно эта способность позволила разуму прийти к познанию вселенского миропорядка и находящегося в его центре (на вершине) высшего бесконечного Бытия, Первопричины, т.е. христианского Бога. «Ибо Бог есть неиссякаемая причина всего сущего, высшее необусловленное условие бытия всех вещей»[7].
В условиях схоластической философии утверждается идея о том, что вера стоит по ту сторону разума, но они не противостоят друг другу: наоборот, они друг друга обогащают.
В XIII в. схоласты впервые четко определили границы между теологическим и научным знанием. Утверждалось, что богослов сведущ в вопросах веры, а в земных явлениях лучше разбирается ученый. При этом подчеркивалась самостоятельная ценность научного знания и роль чувственного восприятия, эмпирических наблюдений в его развитии.