Структура философского знания
Философия как разновидность мировоззрения
Мировоззрение- целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы ми-ровоззрения:
мифология;
религия;
философия.
2. Мифология- форма общественного сознания, мировоззре-ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти-ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи-тельности.
3. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в нали-чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
христианство;
ислам;
буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио-нальные религии:
синтоизм;
индуизм;
иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
культурологическую (способствует распространению опреде-ленной культуры, влияет на культуру);
нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде-алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
основано на знании (а не на вере либо вымысле);
рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
логично (имеет внутреннее единство и систему);
опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.
Предмет задачи функции и значение философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи-лософия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:
онтология (учение о бытии);
гносеология (учение о познании);
человек;
общество.
2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
сущность бытия;
происхождение бытия;
материя (субстанция), ее формы;
сознание, его происхождение и природа;
взаимоотношение материи и сознания;
бессознательное;
человек, его сущность и существование;
душа, духовный мир человека;
общество;
общество и человек;
природа;
природа и общество;
духовная сфера жизни общества
Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность.
Гносеологическая- имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции- подвергать сомнению окру-жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка-чества, вскрывать противоречия.
Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческо-го axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру-жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Социальная функция- объяснить общество, причины его воз-никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви-вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора-ли.
Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на осно-вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз-вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Структура философского знания
В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией»
Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии.
Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры
Природа трактовалась в основном как объект религиозно-нравственной рефлексии; учение о мире представлялось как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия искала в сущем не естественные причинно-следственные связи, а вселенский нравственный миропорядок.
Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфичным для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обуславливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ древней Индии
Природа трактовалась в основном как объект религиозно-нравственной рефлексии; учение о мире представлялось как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия искала в сущем не естественные причинно-следственные связи, а вселенский нравственный миропорядок.
Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфичным для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обуславливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ древней Индии
Школы философии:
Легизм- оппонируют конфуцианцам по вопросам характера государственного устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи.
Школа имен- Номиналисты подчеркивали наличие связи "имен" и "реалий", сущностное единство "имени" и "реалии" и независимость различных признаков одной вещи друг от друга.
Моизм представляет иную ориентированную на благополучие народа, точку зрения на государство и государственное правление