Лекция 5. Русская философия

План:

1.Философские воззрения русских мыслителей XIX века

2. Николай Бердяев: этика закона и этика творчества.

1.Русская философия XIX века богата и разнообразна, но здесь мы остановимся только на философских воззрениях двух писателей – Ф.Достоевского и Л.Толстого, в чьем творчестве преломились основные идеи и чаяния русского общества позапрошлого века.

Ф.Достоевский о природе зла.

Достоевский понимал, что человек не рождается человеком, что он должен еще им стать, снова родиться – уже в духе, в стихии человечности, что великий символ любой религии – «второе рождение» - не красивый образ, а насущная необходимость для каждого человеческого существа.

Достоевский удивительно глубоко проанализировал природу зла. По его мнению, зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло идет от свободы человеческой воли. Человек не хочет счастья, особенно если это счастье принудительное, он хочет свободы, хочет своеволия, хочет «по своей глупой воле пожить». Человек согласен на несчастья и страдания, лишь бы остаться свободным.

То, что влечет отдельных людей к преступлению, влечет и общество к революции, считал Достоевский. Революция не уничтожает зло, потому что зло не во внешних обстоятельствах, а во внутренней природе человека. Человек должен победить зло в себе, внутренне освободиться. Без этого никакие социальные преобразования не помогут.

По Достоевскому, есть две формы выражения человека: богочеловеческая и человекобожеская. Человек есть постольку, поскольку он есть образ Божий. А если человек сам себя считает Богом, ставит себя на место Бога, провозглашает «Человек! Это звучит гордо!», полагает, что он венец вселенной и ему все дозволено (перекраивать мир, историю), - это в человеке торжествует не божественные, а дьявольское, злое начало.

Л. Толстой: непротивление злу.

Лев Толстой был глубоким, проницательным мыслителем. Он развивал основные идеи греческих философов, нравственные идеи христианства и моральную философию Канта. Основной вопрос Толстого: как разорвать замкнутый круг насилия – вечный принцип человеческого существования. Все вокруг построено на насилии. На насилие люди отвечают также насилием. И Толстой пришел к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии – непротивление злу насилием. Толстой призывал: не отвечайте насилием на насилие, не служите государству, не служите в армии, полиции, на таможне, принимайте и участие в вооруженной борьбе против государства. Насилие порождает только насилие и нечего больше. Единственный выход – моральное самоусовершенствование. Начните с себя. Не поддавайтесь соблазнам мира: карьере, деньгам, власти, ибо опять окажитесь во власти насилия и будите его проводниками. Приучите себя любить ближних, какими бы плохими они вам не казались, изгоняйте из своего сердца ожесточение. Другого пути преобразовать, мир нет, и не будет.

Пока идеи Толстого остаются только романтическим идеалом, а не средством практического изменения жизни, насилие будет оставаться основным фактором, определяющим нашу жизнь.

2. Минувший век со всей очевидностью показал, что та просветительская мораль, которую подвергали критике Ф. Достоевский, Ф. Ницше и которая предлагала любить человека только за то, что он человек, которая провозглашала, что «человек — это звучит гордо!» — эта мораль обнаружила свою несостоятельность. Образованные и внешне интеллигентные люди жгли книги, изгоняли профессоров из университетов, строили лагеря, травили инакомыслящих. Еще Достоевский писал, что если поскрести ногтем современного так называемого интеллигента, то из-под благообразной внешности может выглянуть звериная морда. Морда и выглянула, да еще такая, что содрогнулась вся цивилизация.

С точки зрения Н. Бердяева, просветительская мораль — это прежде всего этика закона. В основе этой этики лежит религиозный страх. На ранних этапах человеческого развития это боязнь нарушить запрет и стать нечистым, которая затем принимает более утонченные формы, по сути оставаясь все той же. Закон по своей природе всегда запугивает. Он не преображает человеческую природу, не уничтожает греха, а через внешний и внутренний страх держит грех в известных границах.

Этика закона стремится сделать человека автоматом добродетели, против такой этики выступал еще Сократ. Человек подчиняется закону, потому что боится наказания. А если закон отменен, если государство открыто объявляет, что нет человека вообще, а есть высшие и низшие расы или классы, то человек срывается с тормозов и становится способным на любое преступление.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.) — самый известный на Западе русский философ, человек огромного литературного и философского таланта, яркий и эмоциональный мыслитель, фанатик свободы и вечный обличитель всяческих форм насилия над человеком. Обладал большим личным мужеством — перед высылкой из России в 1922 году отстаивал свои убеждения в ЧК перед Дзержинским. Умер в эмиграции, за своим письменным столом, в предместье Парижа.

Закон необходим обществу, без него невозможна никакая цивилизованная жизнь.Нельзя дожидаться, что люди рано или поздно станут хорошими, или им сделают прививку от агрессии. Но люди в массе своей почти не верят в добро как некое надчеловеческое начало, не верят в кантовский моральный закон. Почему, собственно, я должен этому законуподчиняться? Ведь это не я придумал этот закон, общество придумало и заставляет меня слушаться. Общество беспощадно к моей индивидуальной судьбе, к моей частной жизни. Почему я должен быть добрым? Почему я должен любить людей, если я их терпеть не могу? Почему я должен ломать и переделывать себя?

Таким образом, живая личность для Бердяева есть нечто более глубокое и ценное, чем всякая мораль. Ценность человека — не в степени ее подчиненности моральным требованиям, а в силе и остроте ее внутреннего влечения к добру, способности самой сотворить себя. Не послушание, а творчество есть главный моральный долг человека.

А творить себя нужно каждый день и каждый час, потому что каждый день и каждый час нас пытается одолеть дьявол (лень, эгоизм, нс-желание ничем рисковать, бездумное животное существование, полусонная жизнь). Человек с самого детства должен сам себя творить, должен постоянно будить себя, преодолевая соблазн жить автоматически, постоянно заставлять себя принимать собственные решения, а для этого думать самому, вынуждать себя быть терпимым, спокойным, подавлять в себе животную злобу и воспитывать любовь к людям. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, не сотворит. Поэтому этика творчества для Бердяева выше этики закона.

Наши рекомендации