Позитивизм, его сущность и исторические формы (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
Основоположние – французский философ О.Кант. Первоначально Кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур.философию и пренебрежительно относился к науке. О.Кант начал с отрицания натур.философии. Кант считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии?
1.Мировоззрение мифологическое 2.Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).3. Позитивная стадия
Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться (?) к метафизике; философия – , допускается , инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки. Исторические формы позитивизма:
1)1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания.2)Эмпириокритицизм (Макк и Авенариус):
Основоположник – Э. Мах . Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.3)Неопозитивизм. Основоположник – Бертран Рассел, Карнап. Фил. должна заниматься изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт.4)Пост позитивизм. Исследует соц. природу научного знания и эффективность научной теории.
Философия структурализма.
Структурализм –комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60 – ее годы во Франции. Основные представители структурализма: К. Леви - Стросс и Мишель Фуко. Основу структуралистического метода образует выявление структуры как совокупности отношений инвариантных при некоторых преобразованиях. Изучение структур обеспечивает научную объективность исследования. Объект исследования – культура как совокупность знаковых систем. Важнейшая из которых – язык, в который также входит наука, искусство. Мифология, религия и т.д.В противоположность экзистенциалистам, которые ставили в центр исследования человека и его отношения с обществом, структуралисты предметом своего анализа сделали так называемые объективные связи. Они считали, что человеческая мысль и деятельность жёстко предопределены безлично объективными структурами и законами их функционирования. Экзистенциализм был реакцией на глубочайшее потрясение, постигшее общество в результате двух мировых войн. Структурализм же стал отражением противоречий позднекапиталистического общества в условиях развёртывания научно – технической революции. Одно из её следствий – широкое проникновение в науку о человеке и обществе методов, разработанных в естественных и технических науках. Основная проблема – проблема метода исследования. По мнению структуралистов, нет никакой разницы между науками о природе и науками о человеке, следовательно, метод познания должен быть единым. Социально – гуманитарные знания лишь тогда могут считаться научными, если приобретут как и естественные знания формализованный вид. Тогда они будут строгими и доказательными. Структурализм абсолютизирует социальные структуры. Человек рассматривается как пассивный объект, бессознательный исполнитель правил, по которым функционируют эти социальные структуры. Представители данного направления внесли значительный вклад в исследование логической структуры языка и мышления, литературы, искусства и других явлений культуры.
24. Антропологические направления: философия экзистенциализма, герменевтика.
Термин «экзистенциализм» происходит от позднелатинского existentia – существование – «философия существования».Первоначальные форма экз-ма возник в России: Бердяев, Шестов. После 1ой мировой получил широкое распространение в Германии и во Франции. Различают немецкие и франц.ветви. Основными нем.: Ясперс и М.Хайдеггер, М.Бубер . Французск.ветвь: Марсель, Калиго. После второй мировой войны философия экз-ма получает широкое распространение по всему миру. Различают религиозные и атеистические. Предшественником экзистенциалистов в 19 веке был датский философ Кьеркегор. Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития: 1.чувственная(символ-ДонЖуан)2.этическая(чувство долга)3.стадия страдания
Центральной философской проблемой экз-ма является индивидуальное бытие человека: смысл жизни, свобода и ответственность, жизненный путь и человеческая судьба. Эта тема близка художникам, музыкантам, писателям. Экзист.получила распространение в среде творч. интеллигенции.
Основным понятием выступает «экзистенция»(Э.), призванное раскрыть сущность индивидуального бытия человека. Э. означает способность чел.осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, не каждый человек обладает Э-цией. Представители религиозного экз.утверждают, что бытие человека – нулевая степень Э-ции и только религ.существование - полное осуществление Э-ции. Люди принципиально одиноки, обречены на взаимное непонимание, каждый человек – целый мир, но эти миры не сообщаются друг с другом. Центральная проблема, на которой сосред. своё внимание Э. – как стать человеком? С этой проблемой связаны и все остальные проблемы. Одной из таких проблем явл. проблема отчуждения человека от общества. Эту проблему подробно исследовал Маркс. Задача философии состоит в том, чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроением, искать и находить своё «Я», смысл своей жизни даже в самых трагических ситуациях. «Э.» (существование) выражает единственность, уникальность жизни каждого человека: его индивидуальную судьбу, сокровенные глубины своего «Я». Экзистенциалисты настаивают на необходимости сохранения личной уникальности в ее первозданном состоянии, в ее нетронутости, в ее «неприобщенности» социально-историческому контексту. Экзистенциалисты утверждают, что каждый человек абсолютно свободен, абсолютность свободы означает независимость от общества, от моральных норм, семейных вещей и т.д. Каждый сам стоит для себя мораль. Моральный выбор – это акт свободного творчества, подобный созданию произведения искусства. Однако, за сделанный выбор человек должен расплачиваться, нести ответственность. Совершая выбор, человек сам создаёт мир, в котором живёт. Проблема бытия чел. Экзистенциализм выделяет 2 вида бытия: подлинное и неподлинное. Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Наше конкретное бытие неподлинное, мы не выбираем, когда появиться на свет, зависит от предметов и др. людей. Заброшены в этот мир помимо нашей воли и вернёмся к подлинному бытию – необходимо перестроить свой внутренний мир – возможно в условиях неограниченныйх ситуаций.
Герменевтика –своими корнями уходит в античность Греции. Наука о понимании, истолковывании текстов. Как философское направление Г. оформилась в 70-е годы 20 в. Разработка философии Г-ки была начата немецким философом Гадамером.Он понимал Г-ку как учение о бытии. Согласно Гадамеру, основу исторического познания всегда соответствует предварительное понимание, заданное традицией. Носителем понимания или традиции являлся по Гадамеру – язык. Для современной Г. основной проблемой также явл. проблема языка. Центральным понятием философии Г. выступает понятие интерпретации. Этот термин использовался в современной западной философии в начале как синоним понимания, как обозначение полиса глубинного смысла текста, а в дальнейшем как особый метод трансформации символов, необходимый для всех общественных, а затем и естественных наук. Представители Г-ки считали, что интерпретация и понимание могут быть достигнуты путём вживания исследования в коллективное «Я» культуры его времени. Основное внимание Г-ка уделяет методологическим приёмам психол-го и исторического познания. Представители данного направления счит., что не преобр-ния соц.отношений, а понимание понимания в языке является спасением от бедствий, подстерегающих человека в современном мире.