Философское учение Аристотеля (384-322гг. до н.э)
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(античная философия).
План
Общая характеристика и этапы древнегреческой философии. Философские учения Сократа и Демокрита.
Философские системы Платона и Аристотеля.
Литература
1. Кохановский В. П. и др. Философия для сред. спец. учеб. завед. – М.-1999 -320 с. гл.2.
2. Реале Д., Антисери Дж. Западная философия от истоков до наших дней – Петрополис – 1997. т.1.
3. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении – М. – 1989.
4. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов – с.19-50.
Время: – VI1в до н. э.-3 в н.э.
Фалес – положил начало, а конец – закрытие философских школ в Афинах в 529 г. Н.э.
Общество: греческие города – полисы, где люди жили по законам, => такой город и есть государство.
Осн. особенность: античное мировоззрение космоцентрично, т.е. основа мира, его начало - природа, космос. Основное отличие: это философия природы, натурфилософия.
Античную философию можно разделить на 4 периода:
- 7-5 вв. до н.э.: натурфилософия:проблемы природы и Космоса.
- 5-4 вв. до н.э.: классический период проблемы человека и этики (морали) (Сократ, софисты). «Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя». Грандиозные философия системы Платона, Аристотеля: проблемы синтеза философского знания, его методов.
- 4в. до н.э.-3 в. н.э.: эллинистический период (стоики, скептики, эпикурейцы, киники). Главная проблема – мораль и свобода человека, т.д.
Характерные черты.
1. Синкретичность, т.е. большая слитность, нерасчленённость важнейших проблем (природы, человека, общества).
2. Выделение из философии 3-х частей: физики, этики, логики.
3. Космоцентричность.
4. Этика античности – это этика добродетелей, а не этика долга и ценностей.
5. Античная философия функциональна, она призвана помочь людям в жизни.
Значение античной философии:
1. Древнегреческая философия – главный источник развития европейской западной философии, её школ, идей и проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшнего, европейская философия обращается к античной, как к своему источнику, колыбели, образцу мышления. Философы с почтением относятся к этике Платона, логике Аристотеля.
2. Впервые стали рассматривать философию как знание о первопричинах бытия, т.е. попытались объяснить мир с т. зр. разума, опираясь на человеческий опыт, логику мышления
3. Считали, что начало философии - в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться – это в природе человека. Т.о. в отличие от древневосточной философии, ориентировали человека на активную жизненную позицию и борьбу с жизненными обстоятельствами.
4. Выдвижение ряда фундаментальных проблем:
- проблема мироздания (бытие материи и её форм);
- проблема субстанции (первоосновы) мира. Субстанция(начало) мира – это природа, и человек тоже – живёт по законам природы + по законам разума
- проблема человека и познания мира(Сократ и софисты)
- проблема свободы человека и достижения счастья. Счастье человека – в познании мира и достижении свободы
- проблема Космоса. Космос – место обитания Богов, которые олицетворяют основные силы природы – гроза, дождь и т.д. Космос и человек взаимосвязаны. Космос вечен и бессмертен.
5. Аристотельпервым показал, что философия- это знание о первопричинах бытия, о том, что лежит в основе всего, что является первоначалом бытия (субстанция).
6. Сформулирована цель философии: формирование образа человека, становление человеческой личности.
1-ый период. Натурфилософия это доклассический период (его называют также досократическим, по имени Сократа). - главное внимание – проблемам природы и Космоса. В это время центрами философской мысли являлись греческие города-полисы (полис – это небольшой город-государство): Милеты, Эфес, Элея и т.д. Отсюда
- милетская школа (ее основоположник Фалес, Анаксагор. Анаксимандр. Анаксимен)
- школа Пифагора
- элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.
Главный вопрос – вопрос о субстанции (первоначале мира): Фалес- это вода (Все из воды возникает и воду превращается), Анаксимен – огонь, Гераклит (из Эфес)- огонь, Пифагор- число как символ гармонии мира.
Крупнейшими достижениями докласической философии стали так называемый стихийный диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.
Вообще античные мыслители были прирожденными диалектиками, но их диалектика носила стихийный характер, т.е. была неосознанной и научно необоснованной. Диалектика – это подход к окружающему миру, согласно которому предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи и во взаимодействии, а также в постоянном изменении и развитии.
Гераклит наиболее четко оформил исходные посылки философской диалектики:
- знаменитый диалектический принцип: «Все течет, все изменяется», или «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Гераклит так пояснял эту мысль: «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые потоки, поэтому когда человек входит в реку второй раз, то он соприкасается уже с другими частицами воды».
- «Все происходит через борьбу» - это принцип противоречивости вещей, все мировые процессы возникают из борьбы противоположных сторон
- признавал постоянный переход вещей друг в друга, подчеркивал, что все находится во взаимосвязи и единстве. Говорил: «Целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего - одно, и из одного – все».
Еще одно достижение натурфилософии – атомизм Демокрита.
УЧЕНИЯ ДЕМОКРИТА И СОКРАТА – задание для самостоятельной работы
- НА СЕМИНАР
Демокрит (ученик Левкиппа) - представитель античного материализма. Предпринял первую научную попытку решить проблему мироздания, составив целостную материалистическую картину мира.
Картина мира: мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Атомы неизменны, неделимы, но различны по форме, весу, порядку и расположению, чем и обусловлено различие вещей. Соединяясь между собой, атомы образуют всё многообразие явлений и предметов. Человек – тоже скопление атомов, но имеет душу.
Считал, что душа человека тоже состоит из атомов – мельчайших по размерам и овальных по форме. Вылетая через зрачки и возвращаясь обратно, они приносят человеку знания.
Человеческая жизнь – считал – предопределена судьбой, а судьба зависит от законов движения атомов. Так же, как атом не может сойти со своей траектории, так и человек не может уйти от своей судьбы. Утверждал, что всё в мире закономерно и причинно обусловлено. Случайности нет, а этим словом мы называем своё незнание о чём-то.
Атомы движутся хаотично, беспорядочно в пустоте, это механическое перемещение. Сталкиваясь, они образуют вихри, из которых возникают тела, миры, Вселенная.Кроме атомов и пустоты, в мире ничего нет. Вселенная бесконечна, в ней бессчетное количество атомов.
Познание у Демокрите: восприятие человеком копий всех вещей. Эти копии «истекают» с поверхности вещей, проникают в тело человека и соприкасаются с атомами души, органами чувств улавливаются, вызывают у человека ощущения. Теория познания у Демокрита – это «теория истечения образов».
Учение Левкиппа-Демокрита получило название "атомизм".Так, атомизм Демокрита имел и имеет огромное значение для естествознания: физики, химии. Через ≈ 2000 лет его атомизм подтвердился научными открытиями, и господствовал в науке до конца 19 века (когда научились расщеплять атом, открыли электрон).
В древнегреческой философии была впервые поставлена философская проблема человека. Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии школы софистов (от греч. София – мудрость, софист – мудрец, знаток). Софисты были первыми философами-профессионалами. Наиболее известные – Протагор и Гиппий, а также Горгий, Критий, Продик.
Софисты не создали единого философского учения. Их деятельность носила просветительский характер, они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. Главной заслугой софистов явилась их критика окружающей действительности: человек ничего не должен принимать на веру и признавать только то, что получило обоснование и доказательство. При этом софисты судьей всего и его мерилом объявили человека. Глава софистов Протагор сформулировал знаменитый тезис: «Человек есть мера всех вещей». Значение софистов - в том, что они положили начало учению о человеке.
Но первым, кто целиком посвятил всю свою философию антропологической проблематике, был Сократ.
Сократ не оставил письменных сочинений, а свое учение излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, сам свой метод достижения истины называл «майевтикой». (повивальным искусством). Главный вопрос для Сократа – «Что такое человек?» и какой должна быть его жизнь, его сознание.
Основной задачей человека Сократ объявил самопознание. Его главные тезисы гласиил: «Познай самого себя» и «Я знаю, что я ничего не знаю».Но Сократ разошелся с софистами в понимании основы познания. Софисты исходили из чувственного познания, а Сократ делал акцент на человеческой рациональности, на разум. Более того, Сократ объявил, что знание играет решающую роль в человеческой жизни, объявил его главной ценностью человека.
Считал, что знание является основой человеческой нравственности. Был убежден, что всякое зло и пороки происходят от незнания, творятся людьми по неведению. Если человек знает, что хорошо и что плохо, что есть добро и зло, он не станет поступать плохо. «Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает удовольствие и все прочее». Однако здесь Сократ заблуждался: он отождествлял знание и нравственное поведение. Знать – еще не значит поступать правильно и творить добро. Сократ явно упростил проблему соотношения знания и нравственности, не смог понять ее сложности и противоречивости.
2. Классический период – созданы грандиозные философские системы Платона и Аристотеля, проблема синтеза философских проблем и философского знания.
Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из великих философов мира – Платона (427-347 до н.э) – настоящее имя Аристокл, Платоном, т.е. широкоплечим его прозвал Сократ.
Философское учение Платона.
Основоположникфилософского идеализма, ученик Сократа
Создал в Афинах свою философскую школу «Академия».
Его работы носят характер диалога с собеседником. Основные труды: «Апология Сократа», «Протагор», «Парменид», «Софист», «Теотед», «О государстве».
Главное в его философии – он впервые ставит вопрос о соотношении материального и идеального, признавая первичным идеальное. Весь мир делил на два – «мир идей» и «мир вещей»
«Мир идей» у Платона – это сфера сверхчувственного бытия, вечный и неуничтожимый и несотворимый мир, он вне пространства, вне времени, он никогда не меняется и всегда есть. Идея – «эйдос» у Платона. Истинное бытие составляют эйдосы, они вечны, бессмертны. В то время как вещи смертны, текучи, изменчивы. Идеи – прообразы всех вещей, существуют независимо от человека (т.е.идеи объективны) и от самих этих вещей. Идея – это нечто общее в вещах (идея красоты, например, илинапример, масса трёх разных физических тел – кусок железа, угля, воды).
Идеи первичны. Материальные предметы (вещи) вторичны, они являются лишь подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. . Вещи – это только бледные копии идей.
Материальные предметы постоянно изменяются; вечно и неизменно существуют лишь идеи вещей. Платон - объективный идеалист, убеждён в объективности идей (идеи существуют сами по себе, вне человека).
Например: есть красивая лошадь, красивая женщина. А есть «красота сама по себе», красота как идея, образец. И эту красоту мы познаём с помощью законов логики, законов мышления. Значит, можно понять суть бытия с помощью ума, путем построения системы понятий.
Следовательно, существуют одновременно 2 мира:
- «мир идей»
- «бывание»
Причём, истинный мир – не там, где мы живём, т.к. идеи нематериальны, их нет в мире «бывания». Идея – вот причина вещей, причина мира.
Душа содержит знания об идеях = > вывод:
Теория познания (отделяет душу от тела): Идеи мы познаём через разум, через «припоминание». Душа может припомнить те идеи, которые знала ещё до вселения в тело человека, т.к. идеи существуют сами по себе. Душа бессмертна.
Вывод: «мир идей» определяет наш текучий мир – бывание». Именно с позиций идеалов мы должны оценивать наш настоящий мир. Такая система в философии называется «метафизикой». Именно обоснование метафизики выдвинуло Платона в число мировых гениев человечества и определило его значение в философии.
Платон также известен тем, что заложил основы политической науки - создал теорию идеального государства (трактат «О государстве»). В соответствии с тремя частями души делит людей на 3 сословия: философы – носители добродетели мудрости, должны стоять во главе государства, управлять им; воины – носители добродетели мужества - должны защищать его от врагов; третье сословие – ремесленники и земледельцы – обладают чувственной душой, воплощают добродетель благоразумия и умеренности. Идеальное государство должно основываться на справедливости
Значение философии Платона: Платон – объективный идеалист. Спустя 2000 лет к нему + Гегель. Но нет большей в философии, более гениальной системы философского идеализма, чем создал Платон. Величайший авторитет, «околдовавший» (выражение Гегеля) философию на много веков вперёд.
Философское учение Аристотеля (384-322гг. до н.э)
20 лет учился в школе Платона, затем основал в Афинах философскую школу «Ликей» («лицей»).Обучал учеников во время прогулок.
Основные труды: «Метафизика», "Органон", Политика», «О душе», «О небе», «Аналитики», «Категории», «Поэтика», «Этика», «Политика».
Ученик Платона, но критикует его ("Платон мне друг, но истина дороже").
Говорит: идеи должны быть в самих вещах, а не вне их. Вещь имеет «субстанцию» - идею и «субстракт» (т.е. с точки зрения современности – форму и содержание.).
Всякая вещь есть единство материи и формы (субстракта «материя» и субстанции «форма»).
Медный шар: главное – это форма – шар, а содержание - медь. Нет материи без формы, как и формы без материи. Только высшая форма – БОГ- не имеет материального содержания. Форма – главное в вещи, её сущность.
1. Мир один, он реально существует.
2. Вещи реального мира познаваемы из него самого, т.е. надо познавать сам мир, а не «мир идей».
3. В центре познания – не схемы ума, а сами вещи.
4. Познание идёт через науку Логику. Логика – орудие мышления. Основатель формальной логики, её законов и правил.
5. Рассматривает движение как воздействие одного предмета на другой, совершается в ограниченном пространстве в направлении « к своему естественному месту». Бог – неподвижный перводвигатель всего.
Вывод: философия Аристотеля – философский «реализм», т.е. стремление осмыслить «теорию идей» Платона с позиций здравого смысла.
Философия Аристотеля более материалистична, чем у Платона, хотя сам себя материалистом так и не считал до конца жизни.
6. Этика Аристотеля – принцип «ничего слишком» («золотой середины).
Работа «Этика».
Центральное понятие его этики – добродетель. Всего их 7: мужество, дружелюбие, ровность, щедрость, правдивость, любезность, благоразумие.
Так, мужество – середина между отвагой и трусостью, щедрость – между скупостью и расточительством
Работа «Политика» -
7. Социальное учение: 3 правильные (монархия, аристократия, полития) и 3 неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государственного правления. Идеал – умеренная цензовая демократия.
Наследие Аристотеля энциклопедично.Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 4 веку до н.э. Он систематизировал начала философии, разработал структуру философского знания, ввел в оборот многие философские категории, используемые до сих пор. Положил начало формальной логике, физики как самостоятельных дисциплин; основ этики, эстетики.
3 период – эллинистический период (4 в. до н.э -3 в.н.э.).
Название получил по названию последнего периода античности – эпохи эллинизма. Особенность этого этапа заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.
Школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.
Школа киников (циников) – от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен, проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации, пренебрежение общественными нормами. Киники – первые «граждане мира», создали термин «космополит». Жить гражданин мира должен в любом обществе не по законам общества, а по своим собственным законам. Основывались на учении Сократа о человеке, но довели его до небывалого радикализма, до сенсации. Они отрабатывали на себе и экспериментально проверяли этот самый образ жизни. Основой счастья они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий. Главное, высочайшее благо для человека – это духовная свобода и независимость.
Наиболее известный представитель школы – Диоген (Платон называл его «Сократом, сошедшим с ума») считал, что крайне бедственное и унизительное для человека положение – наилучшее для него – «без дома, без Отечества», быть «нагим и одиноким», проповедовал аскетизм. Жил в бочке.
Эпикуреизм– по имени главы школы Эпикура, Лукреций Кар и Гораций.
Рассматривали проблемы этики. Главный принцип человека – принцип удовольствия, проповедовали гедонизм (систему ценностей). То, что способствует наслаждению, есть добро, а то, что приносит страдание, является злом. Человек должен ценить любовь и дружбу, красоту, и избегать ненависти и отрицательных эмоций. Удовольствие имеет свой предел. Высшее удовольствие – от духовных ценностей – познания, дружбы. Высшая форма блаженства – атараксия – состояние полного душевного покоя, отрешенности от мировых проблем и здоровье тела (сродни Нирване).
Стоицизм – школа «Стоя» - Луций Сенека, Марк Аврелий, Плутарх. Цицерон, Как и эпикурейцы. Признавали счастье главной целью человеческой жизни, но счастье есть следование долгу (долг – основное понятие – морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, знание ее законов.). Судьбу надо воспринимать стоически – такой, как она есть.
Скептицизм – Пиррон, Секст Эмпирик, Согласно скептикам, не нужно стремиться познать весь мир. Подлинное знание в принципе недостижимо. На вопрос «Что есть истина» нет достоверного ответа. Нет истины абсолютной, а есть лишь относительная. Человек должен просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие. Человек дожжен соблюдать «принцип эпохе» - т.е. «воздерживайся от суждений».