Философия истории французского Просвещения
Главным «раздражителем» и объектом критики фр. просветителей была идущая еще от Августина теологическая концепция истории. Здесь исторический процесс рассматривался с точки зрения божественного провиденциализма, и поддерживалась вера в чудеса. В конце 17 века епископ Боссюэ (1627 – 1704) обновил и несколько усовершенствовал данную концепцию, подчеркнув роль церкви как проводника божественной воли. Так что католическая церковь, по-прежнему имевшая большой политический вес и влияние во Франции, распространяла ее как единственно возможную. Просветители же создавали антитеологическое, антиклерикальное направление в обществознании. Они искали естественные причины исторических изменений и особенностей. При этом они опирались на учения о естественном праве и общественном договоре, развитые ранее британскими мыслителями.
Впервые такой подход встречается у Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755), написавшего книгу «О духе законов». Здесь утверждается, что законы вытекают из самой природы вещей, они объективны и не подвластны ничьей, в том числе и Божественной, воле. Совместная, общественная жизнь людей, говорится в труде Монтескье, приводит к утрате естественного равенства, и люди начинают воевать. Для устранения вражды они устанавливают законы и делают это не произвольно, а в соответствии с положением вещей. Главное влияние на характер законов в том или ином обществе оказывает, согласно Монтескье, климат (в широком смысле слова – вся географическая среда). Существует три климатические зоны: жаркая, умеренная и холодная. Люди охотно подчиняются законам в умеренном климате, считает он. Для стран с небольшой территорией лучше всего подходит республиканское правление, а государствам с большой территорией (например, Московии) свойственна монархия. В зонах жаркого и холодного климата чаще всего встречается деспотическое правление, так как люди здесь с трудом подчиняются законам. Под монархией же Монтескье чаще всего понимает не самодержавный строй, а конституционную монархию. Являясь сторонником локковской идеи разделения власти, он восхищался английской государственной системой. И хотя Монтескье искал естественные факторы для объяснения исторического процесса, у него присутствует вера в «просвещенного монарха». Иначе говоря, «человеческий фактор» признается существенной силой, наряду с объективным положением дел.
Особую роль монархов, полководцев и других выдающихся политиков и деятелей культуры в истории подчеркивали и другие фр. просветители. Так, Вольтер (1694 – 1778) вообще полагал, что «мнения правят миром». Он ссылался на то обстоятельство, что мысли, идеи людей предшествуют их действиям. И идеи, в отличие от географической среды, изменяются так же быстро, как и действительность. А вот на сами идеи, на образ мысли влияет в первую очередь социальная среда и лишь во вторую – среда природная. Более того, Вольтер указывал на все возрастающую роль «просвещенных мнений» (науки) в развитии общества, а также на то, что человеческий разум сам может изменять природу (посредством производства, техники). Так что в развитии разума правителей состояла задача просветительского движения, ибо таким путем, как предполагалось, можно преобразовать мировую историю. В отсутствие же планомерной просветительской работы ход мировой истории подвержен всевозможным зигзагам, отступлениям и прочим неприятностям, ибо нередко зависит от таких мелких и малосущественных причин, как, например, «шальной атом» в голове фаворитки короля».
Важнейшей идеей ФП и вообще идеологии просвещения была новая для европейской философии истории идея прогресса. Она была развита в работах Тюрго и Кондорсе, а также Вольтера. А. Тюрго (1727 – 1781) рассматривал всю предшествующую историю человечества как историю неразумия. Но, несмотря на все неразумные действия, человечество все же совершенствуется, прогрессирует. И прогресс человечества, согласно Тюрго, носит неминуемый характер. Источником движения вперед выступает экономическая деятельность, производство. Несмотря на все катаклизмы природного или социального характера, хозяйственная деятельность людей никогда не претерпевает полного упадка.
Ж. Кондорсе (1743 – 1794) был столь воодушевлен идеей прогресса, что поставил это слово в заглавие своей главной работы: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». В период французской буржуазной революции он принадлежал к партии жирондистов, и во время правления якобинцев вынужден был скрываться. Однако его произведение прямо излучает оптимизм. В истории человечества он перечисляет десять различных эпох, начиная со стадного периода, через периоды разделения труда, возникновения письменности, изобретения книгопечатания, появления науки и т.д., вплоть до такого общества (в будущем), в котором исчезнет неравенство между нациями, установится равенство между классами и появятся неограниченные возможности для совершенствования каждого человека.
Теориям прогресса противостояло учение Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). В свое время Дижонская академия объявила конкурс сочинений на тему: способствовало ли развитие науки совершенствованию нравов? Руссо, по совету Дидро, отрицательно ответил на этот вопрос, получил премию и сразу же приобрел известность. На первый взгляд, эта точка зрения Руссо прямо противоречит культу разума других просветителей. Однако Руссо, в сущности, указывает лишь на то, что не существует прямой, непосредственной связи науки с улучшением жизни народа. Ему удалось увидеть многие будущие недостатки еще только нарождавшегося капиталистического общества. В последующих своих работах он отошел от крайней точки зрения, выраженной в конкурсной работе.
Позднее Руссо написал работу «О причинах неравенства», где говорил о физическом неравенстве людей, с которым нельзя бороться, и о неравенстве нравственном, политическом, с которым бороться можно. Руссо считал естественным состоянием людей состояние равенства и счастья (ибо нет конфликтов). Именно с его «подачи» во многих литературным произведениях просветителей фигурирует положительный образ «естественного человека» – этакого «счастливого дикаря», в чьих глазах тогдашнее высшее общество и его нравы выглядят не только смешными, но и уродливыми и вредными.
Неравенство растет с развитием ума, ибо люди начинают производить больше, чем потребляют. Появляются богатство и частная собственность («Некий человек поставил ограду у своей собственности и сказал: моё!»). Затем возникает государство. Именно установление частной собственности приводит к социальному неравенству, считает Руссо. Оно, в свою очередь, приводит к политическому неравенству, к утрате свободы все большим количеством граждан. В конечном итоге все люди оказываются во власти деспота (деспотизм – это высшая ступень социального и политического неравенства). На этой ступени имеется сходство с периодом равенства, ибо здесь все люди равны в отсутствии свободы. Деспоту противостоит все бесправное общество. И вот тогда люди свергают деспота. Руссо обосновывает право народа на восстание. Недаром его считали своим идеологом самые радикальные группы во французской революции. Идеальной формой управления обществом Руссо считал народовластие, которое выражает единую волю народа.
Несмотря на утопичность его идеалов, Руссо был серьезным социальным мыслителем и одним из немногих увидел противоречивый характер общественного прогресса. Он создал одну из первых теорий отчуждения. Отчуждение – это такая ситуация, когда силы (социальные институты), созданные человеком, как бы обретают самостоятельность и разрушительно действуют на своего создателя. Именно вследствие этого человек утрачивает первоначальное равенство и свободу. Но в перспективе, полагает Руссо, отчуждение может быть ликвидировано.
Несколько особняком в группе деистов стоит Этьен де Кондильяк (1714-1780), не занимавшийся вопросами философии истории. Он был одним из главных гносеологов Просвещения. Эмпиризм Локка свел к ясной формуле сенсуализма: все представления происходят из ощущений.
Этьен Бонно - настоящее имя, впоследствии стал аббатом де Кондильяком. Родился в обеспеченной семье. Получил религиозное образование, был рукоположен в сан священника в 1740 г. Затем отошел от занятий теологией, увлекшись философией эмпиризма и естествознанием. За свои успехи на ниве философии был избран членом Берлинской академии наук и Французской академии. С 1758 по 1767 гг. был воспитателем Фердинанда Бурбона, внука короля Людовика ХУ. Жизнь закончил в уединении, не оставляя научных занятий и писательства до последних дней.
Основные труды: "Трактат о системах" (1749), "Трактат об ощущениях" (1754), "Трактат о животных"(1775). Последние его работы назывались "Логика" и "Язык исчислений".
В качестве главной своей задачи Кондильяк ставил цель создать исчерпывающую теорию познания, построенную на принципе сенсуализма (все выводить из ощущений). Он отрицал Локковскую рефлексию в качестве еще одного источника знаний, наряду с ощущениями. Для реализации своей цели он считает необходимым «различать, чем мы обязаны каждому из органов чувств, а это исследование до сих пор не проводилось».
Кондильяк рассуждает следующим образом: когда у нас появляется впечатление, основанное на действии органов чувств, мы имеем дело с истинным ощущением. Однако «если у нас появляется ощущение, в действительности в данный момент не наблюдаемое», то это проявление памяти: «итак, память - это всего лишь видоизмененное ощущение». С другой стороны, если «сознание особенно настойчиво занимает какое-либо ощущение, сохраняющее всю свою яркость и живость», то тогда ощущение превращается во внимание. Но если внимание фиксируется на некоем ощущении, отмеченном в памяти, то тогда между такими ощущениями может проводиться сопоставление (или сравнение). «Однако нельзя проводить сравнения, не воспринимая в них какого-либо различия либо сходства: воспринимать такие отношения означает судить». Поэтому «действия сравнения и суждения представляют собой само внимание: таким образом ощущение последовательно становится вниманием, сравнение, суждением». А рассуждая о разных аспектах наших ощущений, «внимание... является как бы светом, который отражается от одного тела к другому, освещая их обоих, и я называю его рефлексией, т.е. отражением. После того как ощущение становится вниманием, сравнением, суждением, оно отождествляется еще и с самим отражением, т.е. рефлексией».
Итак, в основе нашего познания лежит ощущение. Познание представляет собой лишь видоизмененное ощущение. Однако встает вопрос, что же именно вносит гетерогенность в океан безразличных ощущений, что отделяет их друг от друга? Кондильяк отвечает: «Это удовольствие или боль, затрагивая нашу способность чувствовать, порождают внимание, от которого возникают память и суждение». Мы сопоставляем наше нынешнее состояние с прошлым, чтобы увидеть, лучше нам или хуже. В свою очередь памятью, вниманием, рефлексией и воображением также управляют удовольствие и страдание, которые, согласно Кондильяку, являются «единственным принципом развития наших способностей».
Пример со «статуей, внутренне устроенной, как мы»; построение человеческих функций, начиная с обоняния (запах розы) и кончая осязанием. Вместе с тем, философ-аббат мыслил в полном согласии с истинами религии. Он говорил, что внутри мраморной статуи есть душа, доказав бессмертие которой, можно доказать и существование Бога.
При этом он критиковал метафизические системы за нередко употребляемые в них неясные абстрактные понятия, носящих личину познания. Он писал, что «на протяжении многих столетий язык философии больше напоминал жаргон». Распространилась достойная сожаления поговорка, согласно которой нельзя спорить о принципах. Таким образом, когда не следует обсуждать принципы, неясные, непроверенные и не поддающиеся проверке, нет такой ошибки, какую нельзя было бы совершить. Новой философии нужно взять на вооружение опыт науки: «правильно направленная наука означает правильно составленный язык». В работе «Язык исчислений» Кондильяк поясняет: «Математика - правильно направленная наука, ибо ее язык - алгебра». Таким образом, идеалом любой теории, в том числе и метафизической, для Кондильяка выступает концептуальная строгость, корректность аргументации и связь с опытом.