Элементы философии познания у Августина и его христианских современников
Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Христианство давало новую систему ценностей, новую единую для всех систему страха и надежды. В 324 г. с "Эдиктом о веротерпимости" императора Константина христианство получает доминирующее положение. Эпоха гонений на христиан сменяется эпохой гонений еретиков христианами, включая представителей и носителей ценностей античной культуры.
Вместе с укреплением новой — епископской (в противоположность апостольской) христианской церкви начинают происходить многочисленные ереси и расколы.
Афанасий
Афанасий (ок. 295 — 373 гг.) — епископ, чьё учение победило на Никейском соборе в 325 г. и чьи положения доминировали в принятом тогда Никейском символе веры (Никейском кредо). Позднее Афанасий был отправлен в ссылку, а его противник — Арий — был возвращен.
Афанасий учил, что бог-сын существует извечно, а не сотворен богом-отцом, что он не "подобосущен", а "единосущен" с богом-отцом. Указанные два слова в кавычках отличаются только одной буквой в древнегреческом языке — "йотой". Отсюда пошло выражение: "ни на йоту не отступать".
Юлиан
Флавий Клавдий Юлиан — император после Констанция (годы правления: 331 — 363). Вошел в историю как "Юлиан отступник", поскольку пытался вернуть языческую религию и дохристианскую культуру. При нем происходит последнее в Римской империи гонение на христиан. Он запретил христианам преподавать в школах.
Юлиан — автор гимна в честь Солнца ("К царю Солнцу"), в котором отразилась его наивная попытка ввести восточный культ Солнца в своей уже христианизированной империи.
В сочинении "Против христиан" Юлиан критически относится как к христианской, так и к языческой мифологии. Он считал, что эллины сочиняли небылицы о богах, однако, иудейско-христианская мифология еще более нелепа и безнравственна. Иудейский бог у Юлиана не ведает, что творит. Он творит помощницу Адаму — Еву, которая обманывает Адама. Человеку, своему созданию, Иегова отказывает в познании добра и зла. Юлиан говорит: "может ли быть что-либо неразумнее человека, не умеющего различать добро и зло?".
В образе Христа Юлиан видел обожествленного человека. Он утверждает, что никакой бог не может быть человеком и никакой человек не может быть богом.
Василий Кесарийский
Василий Кесарийский (ок. 330 — 379 гг.) был одним из т.н. "каппадокийцев". Проповедуя христианство, считал, что, пока человек развлечен земными заботами, он не может познать ясно истину. Он учил, что надо быть без дома, без родины и т.д., а также без знания человеческих наук. Только так, по Василию Кесарийскому, можно быть всегда готовым к восприятию в своём сердце божественного учения.
Григорий Нисский
Григорий Нисский (ок. 335 — 394 гг.) — младший брат Василия Кесарийского. Изучал философию и риторику, однако затем крестился и ушел в монастырь. В своих сочинениях Григорий Нисский четко выразил принцип — «ты мне, я тебе» — как принцип отношений человека и бога. Он говорил: "... не просить чего-либо у бога прежде, нежели что-либо угодное не принесем ему в дар". Этим он характеризовал самоуничижительно-просительную позицию человека в его отношении к боргу, присущую религии, в отличие от повелительного принципа магии. Он говорил: "молитва есть прошение у бога, уничиженно обращенное к богу".
Августин
Аврелий Августин (354 — 430 гг.) пережил двадцать императоров. В молодости жил весьма весело, легкомысленно, пока в нем не произошел душевный переворот. В философии искал не столько знания, сколько утешения. Был манихеем, пока не нашел себя в христианстве.
Августин автор "Исповеди", обращенной к богу, этого второго в истории примера, после "Апологии" Сократа, острого самосознания и самоанализа.
Августин, будучи образованным человеком, видел несуразицы и противоречия Священного Писания, учения отцов церкви. Но это в итоге не помешало его обращению в христианство. Он отмечает влияние на него неоплатонизма: "чтение книг неоплатоников надоумило меня искать бестелесную истину". И он просто уверовал. Т.е. его обращение было именно актом воли, а не интеллекта. Он писал о себе: "исчезли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он (апостол Павел — СХ) противоречит сам себе и не совпадает со свидетельствами закона и пророков проповедь его: мне выяснилось единство этих святых изречений, и я выучился "ликовать в трепете". Я начал читать и нашел, что тоистинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем писании при посредстве благости Твоей".
Философию Августин понимает как иносказание мифологии, но такое, в котором мироздание приобретает мистифицированный, личный, персональный образ. Основное отношение в таком мироздании — отношение человека и бога, точнее, отношение личностей людей и сверхличности бога. Это отношение, прежде всего, эмоционально, а затем уж и рационально, насколько это возможно. Это отношение связано с грехом человека, его виновностью перед богом. Вина людей в том, что они захотели знать, что такое добро и зло, и, отведав плодов с "древа добра и зла", они отравили все мироздание.
В учении Августина присутствуют в теологизированном виде традиционные физика, логика и этика.
Бог Августина — творец природы и источник естественного порядка. Этот порядок представляет собой натурализацию идей — мыслей бога до творения мира.
В вопросах логики и гносеологии Августин отвергает скептицизм в пользу сверхъестественного откровения. Он задолго до Декарта отмечал, что сомневающийся во всём человек (скептик) не может сомневаться в том, что он сомневается. Преодолевая сомнения, углубляясь в себя, человек находит в себе некие вечные истины, источником которых является вечный же бог. Бог наделяет душу человека, как самими вечными истинами, так и неким естественным светом озаряет душу человека. В этом озарении, которое дается тем, кто упражняется в религии, человек, по Августину, способен непосредственно узреть истину, отличить истину и правду от заблуждения и лжи. Исходя из субъекта, Августин таким образом антропологически пытается доказать бытие бога.
Субъект — человек — это, главным образом, душа. Августин презирает человеческое тело. Душа — творение бога. Августин отвергает предсуществование душ, их переселение. У животных, а тем более растений, души вообще нет. Будучи сотворенной, как и все, из ничего, душа вечна. Она непространственна, не имеет частей. Но, не существуя в пространстве, душа существует во времени. Душе присущи разум, воля и память. Волю Августин ставит вышеразума. Высший же акт воли — акт веры.
Согласно Августину, акт воли должен предшествовать акту знания, познания. Надо сначала уверовать в бога, а затем пытаться его познавать. В познании, по Августину, особая роль принадлежит любви.
Зло Августин связывал со свободной волей человека. Зло в восстании человека против бога. Зло, когда тело ставится выше души, блага тела — выше благ души. Трагедия человека состоит в том, что, даже стремясь к добру, человек невольно творит зло.
Главной работой Августина было сочинение "О граде божьем". В нем он излагает свою философию (теологию) общества и истории. Мировая история — это борьба "царства света" и "царства тьмы". Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство — царство греха. Церковь основана на самоотверженной любви человека к богу. В самой церкви различаются две церкви: видимая и невидимая. Невидимая церковь состоит из избранных, хотя никто не знает, кто именно избран (отсюда характеристика "невидимая церковь").
История общества у Августина имеет начало, смысл и свой конец. Начало — это творение перволюдей. Смысл — победа христианства во всемирном масштабе.