Глава 8. взаимосвязь количественных и качественных изменений
Качество и количество
Обыденное и философское сознание еще тысячеле-
тия назад зафиксировало феномен возникновения в ре-
зультате накопления постепенных незначительных коли-
чественных изменений нового качества (достаточно хотя
бы напомнить древние софизмы "лысый", "куча"). Но
долгие времена правильного объяснения процесса порож-
дения нового не было, поскольку категории количества и
качества нередко чрезмерно противопоставлялись друг
другу.
В период господства механистических воззрений на
мир игнорировались качественные различия между явле-
ниями. В истолковании действительности преобладал чисто
количественный подход. Так, преформисты (А. Левенгук и
др.) в XVII в. полагали, что никаких новообразований в
индивидуальном бытии организма нет. В зародыше его уже
даны сформировавшиеся части (органы, ткани, структу-
ры) взрослого организма. Многие философы метафизиче-
ски пренебрегали спецификой высших и низших форм
материи. Французский философ Р. Декарт утверждал, что
растение - такой же механизм, как и часы. Законами ме-
ханики он объяснял и все отправления организма живот-
ных. Спустя век после Декарта материалист Ламетри
обосновывал уже тезис "человек-машина".
Наряду с отрицанием качественных различий между
вещами и разными уровнями организации материи из-
вестны и концепции, в которых эти различия крайне аб-
солютизировались. Качество в них трактовалось как нечто
существующее в предмете независимо от его количест-
венных параметров. В средневековой философии каждая
вещь представлялась как нечто двойственное: чувственно
воспринимаемый предмет и внутреннее "скрытое качест-
во". Последнее выступает в виде особых сущностей, кото-
рые в принципе могут переходить от одного объекта к
другому. Так, огонь потому горяч, что обладает "скрытым
качеством" иметь температуру. Переход в другое состоя-
ние означает потерю телами такого качества и принятия
другого.
Из идеи скрытых качеств исходили алхимики. Для
них "начала" вещей образуют самостоятельно существую-
щие свойства горючести, огнестойкости, летучести и др.
Сочетая носителей соответствующих скрытых качеств
("серу", "ртуть", "соль" и т.д.), алхимики стремились с по-
мощью философского камня осуществить трансмутацию
вещества: свинца в золото. Ожидалось, что подобное пре-
вращение качеств достигается такими операциями над
веществом, как кальцинация, сепарация, сублимация,
ферментация и др.
Известны и иные проявления метафизической абсо-
лютизации качественных различий: флогистонное учение
в химии, учение о теплороде в физике и т.д.; жесткое
противопоставление растительного и животного "царств",
природы и человека, психического и физического. В тех
редких случаях, когда при подобной трактовке качества
становился вопрос о развитии, оно изображалось как ряд
обусловленных внешней силой (в конечном счете Богом)
случайных переворотов или катастроф, актов божествен-
ного творения.
Современный вариант рассматриваемой метафизи-
ческой односторонности образует, в частности, концеп-
ция "эмерджентного реализма" английского философа
К. Поппера. Он полагает, что направление космической
эволюции носит случайный характер и непредсказуемо
для человеческого сознания. Появление жизни на Земле,
человека, культуры можно понимать лишь как своего ро-
да внезапные "мутации". Конечно, в становлении жизни
элемент случайности сыграл, несомненно, существенную
роль. Но игнорировать объективную возможность и зако-
номерность порождения живого из неживого и восхожде-
ния от природы к человеку неправомерно. Поппер, по его
собственному признанию, - противник детерминизма.
Тем самым для него не существует и необходимой связи
между качеством и количеством.
Что же такое качество и количество? Данными фи-
лософскими понятиями выражаются многообразие дви-
жущейся материи, пространственно-временные отноше-
ния предметов и явлений, их различия и общность. Если
категорией противоречия фиксируется, как отмечалось,
отношение (противоположностей), то понятия качества
и количества касаются прежде всего свойств вещи и лишь
через них характеризуют саму данную вещь. Свойство -
присущая предмету способность взаимодействовать с
другими вещами, порождать в них какие-либо изменения
и самому претерпевать их. Человеку, например, свойст-
венны ум, знания, рост, вес, физическая сила, труд, соци-
альные чувства и действия и многое иное.
Как различные свойства вещи качество и количество
соотносятся друг с другом? Категория качества выражает в
первую очередь целостность предмета, интегративную со-
вокупность его признаков. Понятием же количества фик-
сируется их дифференцированность. Качество определяет
специфику вещи, количество - ее сходство и соизмери-
мость по однородным признакам с другими предметами.
Качество есть нечто устойчивое во взаимодействии вещей,
отграничивает их друг от друга. Количество же подвижно и
изменчиво. Оно относительно безразлично к бытию пред-
мета. Качество же, напротив, образует такую определен-
ность вещи, которая неотделима от нее.
Итак, качество - это неразрывно связанная с суще-
ствованием предмета целостная внутренняя совокупность
его отличительных свойств. Колшество же - характери-
стика вещи по внешним для нее и тождественным с дру-
гими предметами параметрам.
Иногда спрашивают: одно или много качеств у пред-
мета? В такой постановке вопрос абстрактен. Конечно, в
конкретном взаимодействии вещей они всегда проявляются
как одно и то же качество. Но в других отношениях, с
другими вещами могут обнаруживаться иные качества. Тем
самым любая вещь характеризуется многокачественностью,
а также количественным многообразием. Одно и то же
свойство предмета и их целостная совокупность в различ-
ных отношениях к другим вещам предстают то как каче-
ственная его определенность, то как количественная.
Возьмем, например, алмаз. По твердости он превос-
ходит все остальные вещества. Твердость и образует его
качество, если алмаз применяется как абразивный матери-
ал. В каменоломнях добывают мрамор с помощью алмаз-
ных пил. Качество твердости используется при обработке
стекла. Если бы алмаз не обладал названным качеством, он
не мог бы применяться в виде инструмента. Но, помимо
твердости, у алмаза много иных свойств. Различен его
цвет: в природе алмаз встречается в виде отдельных кри-
сталлов, бесцветных или окрашенных примесями. Алмаз
могут получать синтетически из соединений углерода при
высоких температурах и давлениях. Алмаз имеет форму и
т.д. С практической точки зрения все подобные свойства
являются несущественными (количественными) характе-
ристиками абразивного материала.
Если же алмаз берется в качестве драгоценного
камня (бриллианта), то здесь имеет значение уже не
столько его свойство твердости, сколько способность под-
даваться огранке, иметь различный цвет и т.д. Когда же,
наконец, алмаз рассматривается в аспекте его химиче-
ского строения, то и твердость, и цвет, и способность к
огранке и т.п. свойства оказываются несущественными,
ибо в данном случае главное, что алмаз - особое видоиз-
менение, аллотропическая модификация углерода. В хи-
мическом взаимодействии поэтому алмаз, графит, карбид
и уголь суть одно и то же качество, проявляющееся в со-
ответствующих свойствах углерода в специфического типа
химических реакциях.
В каждом из своих качеств алмаз имеет и опреде-
ленные количественные свойства: в функции абразивного
материала - сравнительную с другими веществами степень
твердости; как драгоценный камень - размер, интенсив-
ность блеска; в качестве аллотропической модификации
углерода - силу химической связи. Так, по шкале Мооса
твердость алмаза равна 10. Масса бриллиантов измеряется
в каратах (0,2 г). Сила химической связи определяется
особенностями кристаллической структуры алмаза.
Для выражения количественной определенности в
математике используются понятия величины и числа.
Если исторически понятие величины связано с процеду-
рой измерения тел определенным масштабом, то число -
с фиксированием ее результата, а также с операцией
счета. Различают величины скалярные, векторные, тен-
зоры, бесконечно малые и др. Числа дифференцируются
на натуральные, рациональные, вещественные, ком-
плексные, гиперкомплексные, кватернионы и т.д. Пол-
ностью отождествлять, однако, категорию количества с
математическими понятиями величины и числа было бы
неверно. Количественные отношения могут также уста-
навливаться использованием сравнительной степени
прилагательных, наречий ("талантливее", "прогрессив-
нее", "резче", "выше", "интенсивнее", "ответственнее",
"инициативнее" и др.).
В свою очередь качества могут различаться по ос-
новным формам движения материи (физические, химиче-
ские, биологические, социальные), по степени общности
(всеобщие, общие, частные), по отношению к восприни-
мающему их человеку ("вторичные" и "первичные") и т.д.
Среди социальных качеств выделяются материальные и
духовные; общеисторические и формационные; они могут
быть экономическими, политическими, нравственными,
эстетическими и др. Есть качества предметно-структурные
(дерево, железо) и функциональные (стул, нож). Каждое
из подобных многообразных качеств имеет свою количе-
ственную определенность.