Герметические и алхимические фигуры Клавдия де Доминико Челентано Валлес Нови из манускрипта, написанного и иллюстрированного в Неаполе в году 1606
Ничего лучше нельзя придумать с целью посвящения искателя в тайны символической философии, нежели представить в его распоряжение пример подлинных алхимических сочинений. Текст рассматриваемого манускрипта загадочен в той же степени, как и приведенные в нем диаграммы. Но для того, кто будет размышлять над глубочайшим значением как текста, так и диаграмм, по ходу времени в размышлениях станут более ясными глубочайшие проблемы мистицизма. Неизвестный человек, через руки которого прошел этот манускрипт, писал о нем так:
По причине того, что в нем содержится столь много рисованного материала и диаграмм, манускрипт имеет огромную ценность для розенкрейцеров и современного ордена масонов. Первая и большая часть иллюстраций имеет дело с герметической философией, объясняет ее учение и доктрины. Среди иллюстраций есть портреты великих учителей, а также сатирические изображения плохих работников и их ошибочных взглядов, Приведенная в систему, эта серия картин показывает с поразительной ясностью цветовое развитие алхимических процессов от золото‑голубого через черное к белому и розовому. Посредством этого трактуется изменение в людях, а не сотворение золота. После Черной степени (возвращение в Хаос, из которого возможно новое творение) следует степень Неофитов, нового рождения, которое часто повторяется с впечатляющей ясностью. Черная стадия обычно проходит через огонь. Этот неизвестный и неопубликованный манускрипт принадлежит к наиболее важным предписаниям и документам розенкрейцеров и масонов. Поиск по всем музеям и библиотечным коллекциям Германии не позволил раскрыть другой подобный источник.
В дополнение к приведенным здесь 26 листам в манускрипте еще были даны изображения десяти реторт, каждая из которых была заполнена многоцветными субстанциями. Эти реторты легко описать, и нет смысла воспроизводить рисунки с ретортами. Первая реторта (из отверстия которой торчат три цветка) содержит голубовато‑серую жидкость, а вся картина названа «Наша ртуть». Под сосудом есть стих со следующими словами: «У него будут сначала белые одежды, затем черные, и, наконец, красные». Второй сосуд, из горла которого возникают четыре золотых цветка, также содержит голубовато‑серую субстанцию, именуемую ртутью. Под сосудом написано, что необходимо, чтобы из тела сделать дух, изящное из грубого, чтобы телесное могло стать бестелесным.
Третий сосуд целиком является черным, за исключением лишь ствола золотого дерева, от которого отходят шесть подрезанных веток с пятью отростками с шишками на конце. Само дерево проникает сквозь отверстие в реторте. Состояние субстанции именуется «Чернота, которая видна через “Голову Ворона”». Под сосудом приведены слова, согласно которым настойка философов скрыта в воздухе так же, как душа в человеческом теле. Четвертая реторта самая черная, и именуется она «Голова Ворона». В горлышке реторты ничего нет, потому что содержащаяся в нем земля описывается как «погруженная в Хаос». Низ пятой реторты содержит голубовато‑серую крапчатую жидкость, а верхняя часть наполнена кирпичного цвета субстанцией. Наверху слова: «Шестая Голова Ворона», а ниже добавлено: «Внизу сосуда рождаются черви».
Нижняя часть шестой реторты голубовато‑серая, а верхняя часть – наполовину черная, и вся фигура именуется «Седьмая Голова Ворона». Подле реторты сидит дитя, относительно которого написано: «Этот новорожденный, черный сын, которого зовут Эликсир, может быть сделан белым». Седьмая реторта снизу черная, а сверху черное перемежается с красным. Процесс этот описывается таким образом. «Черное чернее черного, из которого появится много цветов. Эти черные облака будут опускаться на тело, когда соединение тела, души и духа будет завершено и обратится в прах».
Восьмая реторта разделена горизонтально золотой рукой, из которой возникает золотой ствол, переходящий в пять листьев, которые выдаются наружу из горла реторты. Содержимое сосуда прозрачно, и написано, что «черные облака прошли и великая белизна заняла их место». Девятая реторта (из горла которой возникает золотая белая роза) также частично наполнена прозрачной жидкостью. Роза говорит о том, что «тот, кто отбеливает меня, делает меня красной». Десятая и последняя реторта представляет собой завершение Большой Работы. Нижняя часть реторты заполнена красным, как кровь, эликсиром, а из горла реторты возникает красная роза с многими лепестками чрезвычайной красоты. После утверждения о том, что все планеты присутствовали при завершении Большой Работы, автор этого документа делает заключение: «Я даю мастеру (дух) столько серебра и золота, чтобы он не был беден».
В своем посвящении автор и иллюстратор манускрипта говорит о том, что он сформулировал все операции Большой Работы. Он молится Святому Духу, чтобы быть включенным в число тех, кто занят этой самой благородной из наук, и чтобы быть всегда на праведном пути. Если исключить собственные эксперименты автора, основным источником работы были сочинения Фомы Аквинского, Раймонда Луллия и Арнольда из Виллановы.
Чтобы обезопасить себя от преследований деспотичной теологии, средневековые алхимики облачали свою философию в христианскую терминологию, хотя великие секреты искусства были заимствованы по большей части от египетских и арабских адептов. Мусульмане также были мастерами герметических секретов, и даже великий Парацельс получил большую часть своего знания от них. В своих манифестах розенкрейцеры также говорили об арабских источниках своей секретной доктрины. Поэтому можно понять, почему соотнесение алхимических учений и библейского символизма было целесообразным приемом. В своих поисках в Библии тайной доктрины Израиля каббалисты подтвердили в значительной мере алхимические интерпретации Библии, потому что душа у алхимии и Каббалы одна. Обе школы имеют общую цель, поскольку обе имеют дело с тайной человеческого возрождения, вопреки кажущейся разнице в символизме.
Публикация этого манускрипта предоставляет в распоряжение исследователя наиболее глубокие секреты герметического искусства. С первого взгляда задача расшифровки его может показаться безнадежной, и поверхностные умы насмехаются над возможностью получения настоящего знания таким необычным образом. Насмешники не понимают, что одна из целей документа – вызвать насмешку и тем самым сохранить тайны от профанов. Несколько картин (такие, как приведены здесь) представляют собой работу всей жизни человека, который посвятил себя задаче понимания сущности Непорочной мира. Годы исследований и экспериментов, дни непрестанного труда, ночи молитв и медитаций, и наконец труд завершен! Эта реальная история, рассказанная гротескными фигурами, начертанными с таким трудом на темных, съеденных червями листах. Те, кто зрит суть реальности бытия, понимают, что фундаментальные истины жизни находят свое выражение через физические символы. Только тот, кто прошел через труды духовного рождения, может адекватно понять и оценить огромные усилия в представлении для других того знания, которое хранится в сердцах подлинно знающих.