Образование человека совершается очень легко в первую пору жизни, а потому в эту пору оно только может совершаться успешно
1. Из сказанного очевидно, что в условиях развития человека и дерева есть некоторое сходство. Ибо как плодоносное дерево (яблоня, груша, слива, виноградная лоза) хотя и может вырасти само по себе и чрез себя, но в диком виде приносит дикие плоды; дерево же, которое должно производить плоды сладкие и нежные, необходимо должно быть посажено, привито, орошаемо и обрезываемо рукой опытного садовника. Таким образом и человек хотя сам по себе развивается до человеческого образа (figura) (как и всякое животное до своего вида); но возвыситься на степень разумного, мудрого, нравственного и благочестивого существа он может не иначе, как получив прививку зародышей или семян мудрости, нравственности и благочестия. Теперь следует изложить, что эта прививка должна иметь место, пока деревья еще совершенно молоды.
2. Насколько касается это человека, можно представить шесть оснований. Во-первых, неизвестность настоящей жизни, о которой мы только то и знаем, что мы рано или поздно должны ее оставить, но не знаем, где и когда. Быть же унесенным смертью, не будучи подготовленным, есть дело слишком большой опасности, так как оно уже не может быть исправлено. Настоящая жизнь для того именно и дана, чтобы в течении ее человек или приобрел, или потерял навеки милость бога. Ибо подобно тому, как человеческое тело образуется уже в утробе матери и, если кто не принес с собою оттуда какого-либо из своих членов, то в течение уже всей жизни он остается без него; так же точно, пока мы живем в теле, душа наша образуется для познания бога и союза с ним, причем если бы кто-нибудь не достиг этого здесь, по выходе из тела, ему уже не было бы на то ни времени, ни места. Следовательно, так как здесь дело идет о предмете столь великой важности, то надо употребить величайшую поспешность, дабы смерть не предупредила его.
3. Но если бы даже нас не преследовала угрожающая смерть, и мы были бы уверены в жизни на возможно долгое время, то и тогда образование естественно должно было бы рано начинаться, по той причине, что жизнь должна быть проведена не в ученьи, но в действии. Итак, прежде всего должно изучить то, что относится к деятельности в жизни, чтобы нам не пришлось оставить ее прежде, чем научимся действовать. Да если бы кому-нибудь постоянно учащемуся было дано прожить и вечность, то ведь бесконечно разнообразие вещей, которые творец даровал нам для созерцания, так что получив даже несторово долголетие (Nestorea vita), он всё же обратился бы к тому, что наиболее полезно для жизни, — исследуя повсюду рассыпанные сокровища премудрости божьей и приготовляя из них себе средства для счастливой жизни. Итак, для рассмотрения вещей следует заблаговременно открывать человеку чувства, так как ему в течение всей жизни необходимо многое познавать, исследовать и воспроизводить.
4. Всем органическим созданиям свойственно то явление, что пока они нежны, то очень легко сгибаются и принимают форму, в окрепшем же состоянии они неподатливы. Мягкий воск принимает всякую форму и поддается переделке; затвердевший же легче крошится. Молодое деревцо можно так или иначе садить, пересаживать, обрезывать, сгибать; выросшее же дерево — никаким образом. Свеже снесенные яйца при высиживании скоро согреваются и дают цыплят, от старых же тщетно ожидать их. Если лошадиный барышник хочет приучить лошадь, хлебопашец — вола, охотник — собаку или ястреба к соответственным каждому отправлениям (подобно тому, как вожак приучает плясать медведя, иные приучают говорить сороку,ворона или попугая), то они выбирают для этого молодых животных; если взять старых, то труды будут напрасны.
5. Очевидно, что то же вполне относится и к человеку: мозг его (о котором мы выше сказали, что он, воспринимая с помощью чувств действующие на них образы предметов, уподобляется воску) в детском возрасте особенно влажен и мягок, и жадно воспринимает все встречающиеся ему образы; затем мало-помалу он твердеет, так что, как опыт показывает, уже с трудом воспринимает впечатления. Сюда относится изречение Цицерона, что «дети очень скоро воспринимают бесчисленные предметы». Таким образом руки человека и другие органы его только в детские годы, когда нервы еще мягки, могут быть образуемы для искусств и работ. Если кто хочет сделаться хорошим писцом, живописцем, портным, кузнецом, столяром, музыкантом и проч., тот должен посвятить себя своему занятию еще с юных лет, пока сила воображения свежа, пальцы послушны, доступны искусству; иначе никогда не достигнем цели. Равным образом, если кто хочет внедрить в кого-либо корни благочестия, то нужно делать это в ранние годы; если мы хотим воспитать в ком-нибудь хороший тон и обращение, то должны начать дело еще в нежном возрасте; кто в изучении философии хочет сделать большие успехи, у того уже в ранние годы должны быть для всего открыты чувства, пока еще горит одушевление, парит фантазия, прочно удерживает память. «Постыдная и смешная вещь старик на школьной скамье», говорит Сенека; юноша должен приготовлять себя, а старость пользоваться.[1]
6. (4.) Для того, чтобы человек мог развиться до гуманности, бог даровал ему годы юности, во которые он, неспособный к другим вещам, наиболее способен к образованию.Ибо если лошадь, бык, слон и все большие звери вырастают в течение нескольких лет, человек достигает того же развития едва через 20—30 лет. Если бы кто подумал что это простая случайность, или зависит от других неизвестно каких причин, то здесь выказалась бы только ограниченность суждения. Ибо если бог по отношению ко всем другим вещам определил каждой свою долю, то неужели он допустил бы для одного человека, господина творения, чтобы время ускользало от него без всякой пользы? Или стали бы мы смотреть на человека как тем более одаренного от природы, чем легче природа в медленной деятельности совершала бы образование его? Не затрудняется же она заканчивать развитие более колоссальных тел в несколько месяцев! Таким образом нам не остается обяснения, кроме того, что творец удостоил по определенному плану, выказать нам свое благоволение, замедлив период юности, чтобы более было времени для упражнения в познаниях и науках, сделавши нас непригодными на это время для хозяйственных и политических дел, дабы в остальное время нашей жизни (и даже для вечности) мы были тем искуснее.
7. (5.) Только то в человеке прочно и надежно что всосалось в природу его в его первую пору жизни, как это вытекает из тех же примеров. Сосуд сохраняет запах вещества, которым он был наполнен, пока не разобьется. Как молодое деревораспространяет сучья вверх, вниз и в стороны, так сохраняет оно их сотню лет, пока не будет изрублено. Шерсть так крепко сохраняет краску, которою окрашена, с самого начала, что ее нельзя перекрасить. Однажды согнутое дерево для колеса скорее разлетится в тысячу кусков, чем возвратится к прежней прямизне. Так и в человеке первые впечатления внедряются до такой степени прочно, что изменение их равнялось бы чуду, потому-то весьма рекомендуется в первую же пору жизни сообщать истинные основы мудрости.
8. Наконец (6) также чрезвычайно опасно, если здоровые правила жизни не будут внедряемы человеку уже с молоком матери. Так как человеческий дух, как только внешние чувства начнут отправлять свою деятельность, не может оставаться в неподвижном состоянии, то в случае, если не занять его полезными вещами, он займется чем-либо пустейшим, и под влиянием дурных примеров извращенного века — пойдет и на вредное дело; отучить от этого впоследствии, если совершенно невозможно, то очень трудно, как это доказано выше. Потому-то мир полон проступков и светские власти, и служители церкви не в состоянии устранить их, между тем как устранение зла, при самом начале появления его, не представило бы особенного труда.
9. Итак, если каждому близко к сердцу благосостояние его потомства, а представителям светской и духовной власти столь же близко к сердцу благополучное течение человеческих дел и преуспеяние человеческого рода, то пусть они поспешат своевременно принять меры, чтоб надлежаще культировать «небесные растеньица», поливать их и благоразумно подготовлять к успешному прогрессивному движению для достижения научных познаний, добрых нравов и благочестия.
Примечания[править]
1. Перейти↑ Seneca, Epist. 36
ГЛАВА VIII