Основные идеи и этапы развитие позитивизма
ПОЗИТИВИЗМ(лат. позитивус – положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания являются конкретные (эмпирические) науки. Познавательную же ценность философского познания позитивизм отрицает, так как философское знание не позитивно. Позитивным является лишь то знание, которое можно проверить опытом. Философские же истины не поддаютстся опытной проверке.
Позитивизм возник в 30-40 годы XX века и в своем развитии прошел ряд этапов. Первая историческая форма позитивизма – классический позитивизм. Он связан с именем его основателя, французского философа - О.Конта. Задачей науки, по Конту, должно быть не объяснение, а описание вещей и явлений. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: «Почему?». Она должна ограничиться констатацией фактов, и отвечать на вопрос: «Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Поэтому всю классическую философию позитивисты отрицали, пытаясь создать положительную, позитивную философию. Ее задача должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Вторая историческая форма позитивизма МАХИЗМ – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах.Позитивисты этого периода (махисты) сводили философию к гносеологии (тории познания) и стремились построить теоретическую модель процесса познания. Другое название махизма – эмпириокритицизм. Он означал критику опыта и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые
имеют внеопытную, метафизическую, философскую природу.
Третья историческая форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ– возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Его основные представители: М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгнештейн. Позитивисты третьего этапа утверждали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Потому первоначально эта форма позитивизма называлась логический позитивизм или лингвистический анализ. Его представители считали, что язык создает массу заблуждений и мнимых проблем, из которых состоит традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Философия путем анализа должна очистить научное знание от высказываний, которые не имеют смысла. Осмысленными жевысказываниями позитивисты признавали лишь высказывания об эмпирических фактах или логические выводы из них.
В конце 50 – начале 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление стал терять свое влияние. На смену ему пришла новая форма – ПОСТПОЗИТИВИЗМ – четвертая историческая форма позитивизма, главными проблемами которого являются: развитие, динамика, культурная детерминация научного знания, возникновение новых идей и теорий, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных идей и концепций.
К числу его виднейших представителей относятся: К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци. Постпозитивисты исходят из взаимопроникновения эмпирического и теоретического знания. Для установления фактов требуется теория, поэтому факты, в определенной мере, зависят от теории или даже определяются ею. Исследуя процесс развития научного знания, они подчеркивают особую роль научных революций, приводящих к смене «научных парадигм». Постпозитивизм не проводит резкой границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Сама наука и ее развитие, согласно постпозитивистам, обусловлена внешними социальными и культурными факторами. Этими идеями постпозитивисты отличаются от предшествующего логического позитивизма, хотя по ряду других, основных положений, их идейная связь сохраняется.