Тема: Философская антропология
Проблемный блок
Герой романа известного французского писателя Веркора «Люди и животные» Дуглас, желая доказать, что живые существа – «тропи», к которым он волей случая попадает в Африканских джунглях, принадлежат к человеческому роду, убивает одного из них. Суд должен был решить, кого он убил: человека или животного.
В процессе судебного расследования суд не смог принять самостоятельного решения, так как не располагал для этого необходимыми критериями различий. Парламент, куда обратился суд за помощью, после долгих дебатов пришел к выводу, что человеком следует считать живое существо, воплощающее в себе религиозный дух. На этом основании суд оправдал Дугласа, и все его жалобы в высшие инстанции были отклонены.
Согласны ли Вы с определением человека, данным парламентом? Какой или какие признаки человека, отличающие его от животного, назвали бы Вы сами?
Проблемный блок
Итальянский правовед Ц. Ломброзо, изучая анатомию и физиологию преступников, сформулировал ряд признаков, характеризующих, по его мнению, прирожденного преступника (форма и объем черепа, форма носа, ушей, цвет волос, чувствительность кожи, психические свойства). Ломброзо пришел к выводу, что преступника отличает психофизические особенности отдаленных предков (притупленность чувств, неразвитость рассудка, любовь к татуировке и т.п.), живущие в нем в силу закона наследственности, поэтому следует изучать не преступления, а преступника.
Согласны ли Вы с этой концепцией? Почему?
Проблемный блок
Герой романа И. Тургенева «Отцы и дети» Базаров высказывает следующую мысль: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди – это деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой».
Согласны ли Вы с такой точкой зрения?
Контрольный блок
- Перечислите основные подходы к изучению человека в философии.
- В единстве каких компонент проявляется сущность человека?
- Какими качествами обладает человек как представитель Homo sapiens?
Тема: Философия бытия
Проблемный блок
Для классической европейской философии характерно противостояние двух концепций бытия. В первой – бытие можно сравнить с окном, позволяющим взглянуть на мир явлений, на действительность. Во второй – бытие предстает как пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, которое позволяет увидеть лишь отраженные структуры разума (См.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. С. 236 – 237).
Какие концепции бытия подразумеваются в первом и во втором случае? Назовите представителей европейской философии, которые придерживались этих концепций?
Контрольный блок
- Почему категория «бытие» является необходимой для осмысления окружающего мира?
- Какие значения имеет термин онтология?
- Какие категории онтологии, кроме категории «бытие» Вы знаете?
- Какие существовавшие в философии трактовки бытия Вы знаете?
- Перечислите основные формы бытия и дайте краткое описание каждой из них.
- Что такое вещи «второй природы»?
- Какими основными характеристиками обладает виртуальное бытие?
Тема: Философские проблемы диалектики
Проблемный блок
Хорошо известен факт перехода того или иного вещества из одного его состояния в другое под воздействием тех или иных условий: металлы при нагревании из твердого состояния переходят в жидкое.
Существуют изменения и другого рода: при определенных условиях (температуре около 2500 градусов и колоссальном давлении – в 10 миллиардов паскалей) графит превращается в алмаз.
Можно ли в этих случаях говорить о развитии? Ответ необходимо обосновать.
Проблемный блок
В средней и высшей школе уровень знаний учащегося определяется преподавателем в ходе экзамена и выражается, как правило, оценкой от «неудовлетворительно» до «отлично».
Считаете ли Вы, что каждая из этих оценок (количество) действительно соответствует уровню знаний учащегося (качество)? Можно ли утверждать, что одна и та же оценка на одном и том же экзамене, полученная разными учащимися, говорит об одинаковом уровне их знаний? Ответы аргументируйте.
Контрольный блок
- Кого можно считать основателем диалектики как учения о развитии?
- Дайте описание модели диалектики Гегеля.
- Назовите основные принципы, лежащие в основе материалистической модели диалектики
- Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития.
- Как трактуется идея саморазвития в теории самоорганизации (синергетике)?
- Назовите всеобщие законы диалектики.
- В чем, с Вашей точки зрения, состоят различия между эволюцией и революцией?
- В чем выражается единство и «борьба» противоположностей в физических (биологических, социальных) системах?
- Сформулируйте закон, раскрывающий механизм развития.
- Что в философии понимают под словом «мера»?
- Дайте определение понятия «скачок».
- В чем состоит смысл диалектического закона отрицания?
2.6. Тема: Эпистемология (гносеология)
Проблемный блок
Известно, что слепорожденные люди, которые после удачно сделанной операции впервые увидели окружающий мир, в течение длительного времени не различают ни формы, ни размеров, ни удаленности предметов. Чем это объяснить?
Проблемный блок
Известны выдвинутые Кантом основные принципы (максимы), которые, по его мнению, ведут к мудрости:
· иметь собственное суждение;
· мыслить себя (в общении) на месте любого другого;
· всегда мыслить в согласии с собой.
Считаете ли Вы эти принципы достаточными для того, чтобы стать мудрым? Какие максимы, ведущие к мудрости, сформулировали бы Вы?
Контрольный блок
1. Чем отличаются понятия «гносеология» и «эпистемология»?
2. Перечислите основные философские концепции познания.
3. Какие основные формы чувственного познания и абстрактного мышления Вы знаете?
4. Какими характерными свойствами обладает восприятие?
5. Что дает основания считать представление чувственно-абстрактным образом?
6. Каковы наиболее важные характеристики абстрактного мышления, которые отличают его от чувственного познания?
7. Назовите главную характерологическую особенность умозаключения.
8. Как соотносится между собой чувственное и рациональное познание?
МАТЕРИАЛЫ ПО КОНТРОЛЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К РУБЕЖНОМУ ЭКЗАМЕНУ № 1
Вариант 1
1. Что такое философия?
A. наука об обществе
B. вера в истины откровения
C. постижение природы