Киево-Могилянская академия
Она есть центр философской мысли XVII-XVIII в.в. Главная проблема – проблема мира и человека. Одним из первых учителей был Иосиф Канонович-Горбацкий. Основные проблемы: 1) проблема субстанции – Бог единая субстанция и творец мира; 2) существует двойственная истина: теология – учение о боге и философия – изучение реального мира. Он стоит на позициях сенсуализма, разум создает лишь понятие. Знания необходимы для удовлетворения духовных и материальных потребностей; 3) проблема гуманизма: ничего нет выше на Земле, чем человек и ничего выше в человеке, чем его разум.
Иннокентий Гизель (1600-1683 г.г.) стоит на позициях деизма. Бог создал материю, из нее состоят все вещи, наделённые способностью существовать. Но в мире есть естественные причины, законы, и наука должна изучить их. Идеи гражданского гуманизма: человек должен слушать свой разум и следовать за ним.
Мир у него един и состоит из однородных тел, в основе которых лежит несотворимая и неуничтожимая материя, количество ее одинаковое, но в разных телах она распределена по-разному. Движение – это изменение в вещах и перемещение в пространстве. Теория познания исходит из того, что вещи существуют объективно, действуют на наши органы чувств и дают нам знания. Процесс познания выражается в создании чувственных образов, они остаются в чувствах как знаки, образы и не могут самостоятельно существенно отличаться от объекта, есть лишь отображение чувственных объектов. Но на этом процесс познания не заканчивается. Высшая форма познания – в рациональном познании, которое дает абстрактное знание. Такое понимание теории познания оказало влияние и на понимание Гизелем морали. Если нормы морали противоречат разуму, то человек их должен отбросить, а не слепо следовать им. В книге «Мир с Богом человека» философ критикует чиновников, духовенство, государственных деятелей за то, что они взимают огромные налоги для собственного обогащения, вредят торговле, воруют общественное богатство, нарушают человеческие свободы. Но он оправдывает тех людей, которые перед угрозой смерти, голода вынуждены идти на воровство.
Феофан Прокопович (1681-1736 г.г.)
В конце XVII - начале XVIII в.в. усиливается критика догматизма, схоластики, отход от теологии. Здесь утверждается примат научного знания, роль чувственного и логического познания. Нужна была концепция, которая бы сняла противоречия между старой традицией и новыми веяниями. Такую концепцию разработал Ф.Прокопович.
В 1707-1708 г.г. он прочитал курс философии в Киево-Могилянской академии, а в 1712 г. был назначен ее ректором.
1) Ф. Прокопович критикует католическую церковь за пропаганду безгрешности папы Римского, пропаганду чудес и прочего. Но в то же время он говорит, что законы природы и чудеса есть творения Бога. Бог- творец преследовал две цели – не творить ничего напрасно и взаимно сохранять ранее созданное. Мир материален и развивается по своим законам, он бесконечен, состоит из множества миров, движется в пространстве и во времени. Его всю жизнь обвиняли в безбожии и еритизме, за критику римских пап. В 1716 г. Петр I вызывает его в Петербург и назначает царским советником по вопросам образования и церкви. Он принимает активное участие в подготовке проекта Петербургской Академии наук и Академии искусств, пропагандирует необходимость развития образования и культуры, открытия учебных заведений. В 1718 г. он становится епископом Псковским, в 1723 г. – Новгородским, с 1721 г. и до смерти – занимает пост вице-президента Синода.
Эта натура противоречива, с одной стороны просветитель, поклонник науки, просвещения, культуры, с другой – теолог, представитель Православной церкви, пытается философски обосновать религиозные догмы, в духе реформаторских идей. Он исходит из объективного идеализма, т.е. идеи кантегумаидеизма. Бог – демиург – творец всего сущего. Но в работе «Натурфилософия» отождествляет Бога и природу. Она есть единство духовности и протяженности. Это сближает его с Декартом, Спинозой. Но материя есть возможность, а форма – активная деятельность. Материя- это то, из чего может быть любая вещь, но через форму. Материя и форма неразрывно связаны. Изменения есть количественные и качественные движения в пространстве и во времени. Природа есть причина движения и покоя. Материя неизменна, однородна и бесконечно делима. Движение универсально, пространство и время неотделимы от движения. Природа есть основание единства мира.
2) Теория познания.
Идея сенсуализма, его чувственного познания связана с рационализацией. Чувства возникают под воздействием вещей, которые имеют душу. Следствием является чувственный образ, который имеет объективную основу. Язык у него есть просто знаки, которые знакомят людей с действительностью. Есть природные знаки, которые не зависят от знания, и единичные знаки, которые возникают на основе договоренности. Но в разных языках одна и та же вещь имеет разные имена. В познании важную роль играет разум, связанный с объектом познания.