Антропологический материализм Л. Фейербаха. В концепции «антропологического материализма» человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии
В концепции «антропологического материализма» человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. По Фейербаху, ценность человеческого существа состоит в нем самом, а не в его способности быть средством реализации чужого замысла. Связи между людьми носят природный, внеисторический, родовой характер. Целью и сущностью человеческой жизни признается любовь, которая и является решающей силой общественного прогресса, в том числе и нравственного.
Согласно Фейербаху, необходимо «посредством человека» свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку. В соответствии с этим принципом Фейербах осуществляет критический анализ религии как социокультурного явления: Бог рассматривается им как отчужденная от человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической философии, мыслитель противопоставляет ему «обоготворение человека».
[Подробнее почерпнуть информацию по ряду важнейших вопросов данной темы можно, используя следующие источники: учебное пособие «Философия» / под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.; Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1997. – Т. 2. – 736 с.; Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. –500 с.].
Темы рефератов
1. Проблема происхождения государства в концепции «общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.
2. Философия природы Шеллинга.
3. Идея истории в философии Гегеля.
4. Философия Канта и современность.
5. Идея «Просвещенного разума»: общественно-правовой идеал философии XVIII в.
6. Парадоксы эпохи Просвещения: парад авантюристов (Казанова, Сен-Жермен, Калиостро).
Основная литература
1. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
2. Философия: учеб пособие для вузов / под ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.
3. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 512 с.
4. Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. –500 с.
5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1997. – 2 т. – 736 с.
6. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке. – 4-е изд., перераб. и доп. – Логос, 2001. – 344 с.
Дополнительная литература
1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX в. / В. Виндельбанд. – М., 1993.
2. Хесле, В. Гении философии / В. Хесле. – М., 1992.
3. Гайденко, П. Эволюция понятия науки. Формирование научных программ Нового времени / П. Гайденко. – М., 1987.
4. Косарева, Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени / Л.М. Косарева. – М., 1989.
5. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй пол. XVIII – нач. XIX в. / В. Н. Кузнецов. – М., 1989.
6. Мотрошилова, Н. М. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. М. Мотрошилова. – М., 1990.
7. Этика Канта и современность. – Рига, 1989.
8. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. А. В. Гулыга. – М., 1986.
Словарь основных терминов
Антиномия(от фр. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Антиномии являются отражением противоречий самой действительности.
Априорный(от лат. a priori – из предшествующего, до опыта) – характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту, независимого от опыта.
Деизм – (лат. deus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
Дедукция – (от лат. deductio – выведение) – один из способов рассуждения, предполагающий восхождение человеческой мысли от общего к частному. В широком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Идеализм – философское направление, признающее в качестве источника бытия (в т.ч. материального) Идею, Сознание, Мышление.
Императив – (от лат. imperatirus – повелительный) – предписание, требование, закон.
Индукция – (лат. inductio – наведение) – один из типов умозаключения и метод исследования, который обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям.
Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму, утверждающее первичность материального и вторичность идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.
Механистический материализм – форма материализма, возникшая в XVII–XVIII вв. в странах Европы (Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк, Гельвеций, Дидро), для которой характерно стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития.
Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся Вселенная представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых подчиняется законам классической механики.
Панлогизм(греч. pan – все и logos – мысль, слово) – объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума.
Рационализм– (от лат. rationalis – разумный) – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума (априоризм Канта).
Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.